Как они наживались на нефти, 4

или почему исполнительный директор Думы оказался преступником, а Строде его покрывала.

Как известно, многие важные вопросы городского хозяйства решают не депутаты, а исполнительный директор. В его ведении, например, составление городского бюджета. Неудивительно, что эта должность считается одной из ключевых.

И на фоне недавней повторной отставки Провиденко самое время вспомнить, к каким печальным последствиям это привело в первый раз.

Злонамеренно использовал служебное положение

После того, как в 2003-м году Провиденко с великой хулой и поношениями выгнали в первый раз (хотя суд и признал незаконность его увольнения), ему на смену в Думу пришел Андрис Упитс. Спустя менее двух лет это имя оказалось в центре одного из крупнейших в Латвии коррупционных скандалов.

…2 марта 2005-го года Даугавпилс заколбасило – в этот день, аккурат почти перед самыми выборами в Думу, исполнительный директор был задержан сотрудниками Бюро по борьбе с коррупцией. Сотрудники KNABа заявились в кабинет г-на Упитса, где с ним и уединились, а потом вывели у всех на глазах в наручниках.

Попытки правящих замять скандал оказались безуспешными – вскоре представитель KNABа Андрис Витенбургс известил “Нашу Газету”, что Упитс подозревается в преступлениях по 1-й части 195-й статьи Уголовного закона ЛР (о легализации средств, полученных преступным путем) и по 2-й части 318-й статьи Уголовного закона (о злоупотреблении служебным положением):
“Доказательства, полученные KNAB, свидетельствуют, что исполнительный директор Даугавпилсской гордумы, злонамеренно используя свое служебное положение в корыстных целях и вопреки закону, осознанно организовывал невыгодные самоуправлению процедуры закупок, таким образом, создавая существенные помехи порядку управления городом”.

Вслед за этим наше издание обратилось к Петерису Дзалбе, являвшемуся на тот момент участником городской ревизионной комиссии и опубликовавшему в столичной прессе ряд статей о положении дел на даугавпилсских Теплосетях. KNAB тоже консультировался у г-на Дзалбе по поводу обстоятельств закупок мазута предприятием АО “Даугавпилс Силтумтикли” в 2004-ом году. “В процессе проверки, – рассказал тогда нам П. Дзалбе, – мы столкнулись с затруднениями в сборе необходимых документов о конкурсе, проводившемся среди фирм – потенциальных поставщиков топлива. Судя по всему, KNAB установил причастность Упитса к конкурсным злоупотреблениям, так как именно он, по нашим сведениям, имеет собственный нефтяной бизнес, которым он, вероятно, был связан с фирмами, побеждавшими в конкурсе. Составленный же нами акт о нарушениях г-жа Строде положила у себя в кабинете и с тех пор никому не показывала, даже не сдала в архив. Потом этот акт изъяли представители KNABа”.
Сам Упитс назвал все происходящее заказным доносом. Г-жа Строде, вступаясь за своего подчиненного, сказала, что в ходе предвыборной войны ожидала всякого, но только не такой вылазки.

Однако менее чем через два месяца Упитс очистил свое место в Думе – оставаться там после всего случившегося он просто не мог. Вручая на прощание Упитсу красивый букет,  Рита Строде поблагодарила его за проделанную работу.

Но вскоре на свет божий начали выходить факты, установленные в ходе следствия. KNABовцы констатировали, что в 2004-ом году два предприятия, принадлежащие даугавпилсскому самоуправлению (АО Daugavpils siltumtīkli и SIA Daugavpils dzīvokļu un komunālās saimniecības uzņēmums), провели закупки мазута и битума. Но в обход закона, так как цена товара была искусственно занижена.

Именно Андрис Упитс подозревался в том, что он договорился с заинтересованными людьми – каким фирмам участвовать в конкурсе на поставки, какими должны быть предлагаемые цены – для победы определенной организации, каким должно быть содержание договора. То есть предприятие предлагает низкую цену (97 латов за тонну), заключается договор, а затем цена мазута вырастает до 115 латов. И самоуправление без объявления нового конкурса закупает по этой цене 1300 тонн топлива. KNABовцы заподозрили, что в этой покупке был лично заинтересован исполнительный директор Даугавпилсской думы.

Злоупотребления, взяточничество и сокрытие информации

Вскоре дело А. Упитса было переквалифицировано – его обвинили во взяточничестве и легализации средств, добытых преступным путем (ч.3 ст.320-й и ч.2 ст.195-й). Установили, что за каждую закупленную тонну мазута и битума он получал различные суммы – таким образом, общая сумма “заработанного” составила более 5000 латов. Бывшему исполнительному директору забрезжил срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.

Несколько позже в Рижском окружном суде начался процесс по делу о крупной контрабанде нефтепродуктов. На скамье подсудимых оказались председатель правления SIA OVI миллионер Владимир Одеров, директор SIA Magvejs Валерий Васильев и еще 8 человек. Как заявил обвинитель, через оптовые фирмы Валерий Васильев продавал контрабандное горючее на автозаправочные станции. Дизельное топливо из Беларуси ввозилось в Латвию по железной дороге, на него оформлялись фиктивные накладные, удостоверявшие, что данное горючее будет перекачено в танкеры и по морю отправлено покупателю. Однако на самом деле рейс осуществлялся с пустыми трюмами, а документы были поддельными. В действительности горючее оставалось в Латвии, где и продавалось через фирму Aijas nafta и некую оффшорную компанию. Полученные от незаконной сделки деньги оборачивались на оффшорных счетах, а затем оседали в одном из филиалов Rietumu banka.

Прямое отношение к этим преступлениям имел Андрис Упитс. В ходе оперативных мероприятий полицейские установили, что в 2004-ом году он и В. Васильев договорились, что управляемые последним предприятия выиграют конкурс на поставку отработанного масла и мазута, организованный Теплосетями. Такой же “договор” они заключили и насчет поставки битума ПЖКХ Даугавпилса. В соответствующем конкурсе цены оказались искусственно завышенными. А. Упитс получал свою долю с каждой реализованной таким образом тонны масла, мазута и битума. К примеру, 2800 латов он получил лишь за то, что помог партнеру Васильева В. Одерову бесконкурсно поставить около 100 тонн отработанного масла Daugavpils siltumtīkļi. Кроме того фирма Васильева Magvejs оплачивала телефонные разговоры Упитса и его расходы на бензин. Естественно, ради этой “безгрешной” прибыли исполнительный директор прилагал все усилия, чтобы информация о проводимых самоуправлением конкурсах не доходила до “нежелательных претендентов”.

Следствие завершилось смертью

Когда закрутилось расследование уголовного дела, Валерий Васильев решил уладить его своими методами. Он был знаком с неким мужчиной, бывшим таможенником, который являлся дальним родственником сотрудника KNABа, занимавшегося делом Упитса-Васильева. И тот предложил подозреваемому свои услуги: мол, за 50000 латов готов договориться со своей родней. Васильев согласился, бывший таможенник провел переговоры, и опер назначил встречу. Бизнесмен успел передать только 10 000 латов, как на его запястьях защелкнулись наручники.

Закончилось же все для основных фигурантов очень безрадостно. Уже в октябре 2008-го года Рижский окружной суд приговорил Валерия Васильева к четырем годам лишения свободы с частичной конфискацией имущества, Владимира Одерова – к пяти годам и одному месяцу с частичной конфискацией имущества. Свои сроки получили и другие. Однако Андрис Упитс приговора избежал: 5 февраля 2007-го года бывший исполнительный директор на 61-ом году жизни скончался от сердечного приступа. Его похоронили в Литве, на родине жены. Уголовное дело в его отношении, естественно, по факту смерти прекратили. Но, как сказал недавно “Нашей Газете” тогдашний глава KNABа  Алексей Лоскутов, “нет сомнений, что если бы Упитс не умер, то он был бы однозначно осужден”.


Написать комментарий

A koda budut rassledovatj dela Rishi i Gus4injari?Ih svjazj hotja-bi s perevernuvshimsja Brabusom i narko-denjgami?

А кто такой дзалбе? откуда у него деньги? Это деньги горожан?

Интересная картинка получается ,покопался тогда Дзалбе со товарищи в делах теплосетей и ПЖКХ - хватило ,чтобы КНАБ Упитса в наручники упаковал . Его смерть была просто счастьем для Ритки и Ко. А вот в теперешней обстановке , акту по ПЖКХ хода не дали ,а когда в теплосети сунулись ,всю команду вообще сразу с пляжа. Есть им ,падлам, что прятать ,есть! А для этого все средства хороши....

Godātais žurnālist, vai tiešām ētiski un profesionāli ir nomelnot pilsētā savulaik cienījama cilvēka (kaut nu jau miruša) vārdu. Vai esat tiesīgs uzdrīkstēties uzņemties tiesneša lomu?.... Cik pazemojoši!

Написать комментарий