КГБ в смокинге по-даугавпилсски

Не так давно по одному из каналов российского телевидения показывали сериал “КГБ в смокинге”. Шпионские страсти, вербовка агентов, засылка их во вражеский лагерь, борьба за выживание, раскаяния, шантаж и... полный хеппи-энд. Ну что тут скажешь — кино! Впрочем, подобный сюжет развернулся и в реальной жизни. И не где-нибудь в далеком мегаполисе, а в родном Даугавпилсе. И герой событий достойный — агентом КГБ назван не кто-нибудь, а экс-мэр нашего города Рихард Эйгим. Какой будет развязка, сегодня скажет суд.

Обескураживающее заявление о принадлежности к российской разведке лидер партии Латгалес гайсма услышал, когда в апреле 2004 года по собственному желанию пришел в Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией для уточнения вопроса финансирования партии, создателем которой он является. Однако вместо разъяснений прозвучало обвинение: вы являетесь тайным агентом КГБ. Разубедить сотрудников бюро в этом не смогли даже факты, подтверждающие, что г-н Эйгим уже неоднократно подвергался тщательной проверке, в том числе и в Бюро по защите Сатверсме, так как участвовал в выборах и в Сейм, и в самоуправление, и никаких подозрений, а уж тем более обвинений ему ранее ни одна из институций безопасности не предъявляла. Почему же сейчас закрались такие подозрения? Оказывается, в мешках, оставленных российской разведкой и вскрытых только сейчас, найдена карточка с персональными данными Рихарда Эйгима, его подпольным именем и другой секретной информацией… Вот вам и шпионские страсти!
Защитить себя от нелепых обвинений господин Эйгим решил через суд. И вот спустя год, в минувшую пятницу, в Даугавпилсе прошло слушание первого такого рода дела в истории местного суда. По настоянию судьи Озерского, которому необходимо подтвердить или опровергнуть факт причастности Рихарда Эйгима к КГБ, заседание было закрытым. Судебный процесс длился около двух часов, после чего мы встретились с рижским адвокатом Лидией Скрейей и попросили ее прокомментировать происходящее в зале.
— Делать выводы до вынесения решения суда сложно. Однако уже сейчас можно сказать о некоторой тенденциозности прокурора Саусиньша. Он настаивает на факте сознательного сотрудничества господина Эйгима с российской разведкой, но при этом строил свои показания исключительно на доводах, не предъявляя никаких фактов. Ему не удалось добыть ни письменных, ни устных доказательств. А его утверждение, что наличие карточки является прямым доказательством причастности к КГБ, звучит просто нелепо. Дело в том, что тот же прокурор 29 сентября 2004 года сам письменно указал на то, что карточка – это не доказательство. Теперь же на суде он резко поменял свое мнение. С чем это связано, можно только догадываться.
Достаточно убедительными были и свидетельские показания. В них было четко сказано, что карточки на “агентов” оформлялись согласно плану, который спускался сверху. По статистике, из десяти человек, на которых были оформлены документы, завербовать удавалось лишь одного-двух. По утверждению свидетеля,  Рихард Эйгим не являлся агентом, более того, он не знал и не должен был знать о том, что на него оформлена карточка. Свидетель подтвердил, что имел доступ к данным Эйгима, их он и внес в карточку и сам придумал псевдоним.
За время судебного заседания все стороны получили возможность высказаться. Судья, по мнению участников процесса, был абсолютно нейтрален, как и подобает в таких случаях. Для детального изучения показаний и принятия, будем надеяться, объективного решения, ему потребовалось несколько дней. Вердикт мы услышим сегодня утром. Каким он будет? Об этом — в следующем номере.

03.05.2005 , 11:03

Э.ГИЗАТУЛЛИНА


Написать комментарий