С. Мешковская: Остаться без работы – не худшее, что может случиться 6

фото В. Цыганкова
фото В. Цыганкова
К сожалению, экономическая ситуация в стране заставляет многих отправиться в Агентство занятости. Многие воспринимают факт "встать на биржу", как приговор.

Однако, это совсем не так, жизнь на этом не заканчивается. Карьерный консультант европейского проекта “Компас” Даугавпилсского филиала Государственного агентства занятости  Снежанна Мешковская рассказала нам о том, сколько возможностей может открыться перед теми, кто, к сожалению, остался без работы.

- *Снежанна, ведь Агентство занятости реализует различные проекты, позволяющие людям работать, практиковаться, получать за это деньги и учится чему-то новому. Расскажите об основных реализуемых сейчас проектах. *
- Одним из новых и интересных проектов сейчас является “Компас”, который проходит по все Латвии – это комплексная поддержка людей, оказавшихся без работы. Этот проект включает в себя различного рода мероприятия: консультации психолога, карьерного консультанта (поможет, например, составить мотивационное письмо, CV), что позволяет более уверенно идти по пути поиска работы. Самым большим и всех интересующим моментом в этом проекте является молодежная практика. На сегодняшний день – это новый вид поддержки. В прошлом году в проекте была практика, но она подразумевала, что люди, которые являются целевой группой “Компаса” (лица до 24 лет, лица, имеющие инвалидность, молодые мамочки, которые только вышли с декретного отпуска и те, кому менее 5 лет осталось до пенсии) могли принимать участие в т.н. рабочих пробах.
На сегодняшний день все поменялось: рабочие пробы заменены молодежной практикой, но на нее могут попасть далеко не все участники “Компаса”, а лишь те, кто попадает под определение “молодежь”, т.е. лица до 24 лет, плюс у них не должно быть опыта работы. По сути, это те люди, которые закончили школу или ВУЗ, но не имеют опыта работы. Если, например, ученик работал на летних работах в школе, и это записывалось как опыт работы, он не должен превышать 6 месяцев.
В какой-то степени проект направлен на то, чтобы те молодые люди, которые что-то закончили, постарались задержаться здесь. Мы очень надеемся, что этот проект поможет кого-то оставить в Латвии.

- Эта молодежная практика подразумевает и стипендию?
- Да, практиканты получают вознаграждение – стипендию в размере 120 латов, которую им платят за счет проектных средств. Из этой стипендии не вычитаются налоги. Это может быть одним из минусов, что практика не идет в рабочий стаж, и не платятся налоги. Однако, молодежь, которым чуть за 20 лет, над этим особо не задумывается. Они рады возможности попасть на практику, ведь они получат бесценный опыт работы, многие – по своей профессии.

- На какой срок заключаются договора на практику?
- Минимальный срок заключения договора – 6 месяцев, максимальный – год. Как у работодателя, так и у молодежи есть возможность прервать договор в определенных случаях, например, при смене места жительства.

- Что от проекта получает работодатель?
- Работодатель получает молодого человека, который пока не имеет опыта работы. С одной стороны, он получает бесплатного работника, с другой – не каждый работодатель готов принимать участие в таком проекте, потому что нужно вложить свою силу, умение. Надеюсь, что наши работодатели и свою душу вложат в то, чтобы молодежи понравилось работать, работать здесь.
По сути дела, руководитель практики в лице работодателя, никакой “манны небесной” от проекта не имеет. Он имеет 18 латов в месяц за одного практиканта, потому что он должен показать, как нужно работать. Бывает, что человек по образованию, к примеру, системный техник, а он написал, что хотел бы себя попробовать столяром. Возможно, у него есть какой-то опыт в этой сфере, может этим занимался его отец, может, у него просто тяга к столярному делу. И этого человека, без соответствующего образования, нужно научить. На самом деле, это все не так просто.

- Многие работодатели все-таки не испугались ответственности и подали заявки на участие в проекте?
- Заявки на участие в проекте более 40 работодателей. На проект есть определенное финансирование, которое дает возможность принять на практику 77 молодых людей. Это достаточно большая цифра, но наши работодатели хотели бы принять к себе больше людей. На сегодняшний день мы не можем полностью удовлетворить желание всех. Но вполне возможно, что у нас будут дополнительные финансы и мы сможет трудоустроить больше людей.

- Как выбирались работодатели, которые смогли взять практикантов?
- Все поданные работодателями документы оценивались, согласно определенным критериям. В данном проекте, на мой взгляд, могут участвовать честные и прогрессивные работодатели. Также, у них не должно быть долгов по налогам. Для подачи заявки работодатели готовили достаточно большое количество документов, для заполнения которых им приходилось искать и коды профессий по классификатору, и рассчитывать график работы и т.д.

- Работников каких профессий работодатели более всего желают взять к себе на практику?
- Достаточно много заявок поступило на продавцов-консультантов, рекламных менеджеров, помощников бухгалтера, администраторов, поваров, столяров, автомехаников. Очень порадовало, что много заявок подали крестьянские хозяйства. И есть молодежь, которая хочет работать в сельском хозяйстве. В основном бывает так, что хотят все работать администраторами и секретарями. На консультации я все время говорю – кто потянет, отмечайте сельское хозяйство. Радует то, что и такие люди есть.

- А кем больше хочет работать молодежь: по профессии, или где полегче?
- Молодежь выбирает работать по профессии, по которой закончили обучение. Отбор устроен таким образом, что в заявке указывается их профессия и профессия, по которой они бы хотели практиковаться. Мы стараемся предоставить им место практики именно в желаемой сфере.

- Как бы Вы могли охарактеризовать теперешнюю молодежь?
- Молодежь, для того, чтобы попасть на практику, должна пройти карьерную консультацию: заполнить анкету, которая помогает изучить интересы, направленность личности. Потом, мы обсуждаем возможные вакансии, на которые можно претендовать. Данные анкет показывают, что 85 % молодежи сейчас свободно владеет тремя-четырьмя языками, компьютером, различными программами. Большинство умеет себя преподнести. Нам есть, чем гордится. На мой взгляд, у нас сейчас очень достойная молодежь.

- Снежанна, расскажите о других, реализуемых у вас проектах.
- У нас в Агентстве занятости большое количество проектов. Один из наиболее знакомых людям тот, в котором заняты так называемые “столатовики” – люди, которые работают за стипендию в сто латов. Многие критикуют проект, ведь за 100 латов сейчас очень сложно прожить. Но у человека всегда есть выбор – участвовать в проекте или нет. На сегодняшний день, при такой огромной безработице, мы сталкиваемся с тем, что, человек, который, по сути, безработный и ему не на что жить, отказывается идти работать за 100 латов и, предположим, убирать территорию. Но нужно понимать, что если у человека только основное образование, ему никто не предложит за 100 латов работать в библиотеке. Людям не нужно на это обижаться. Ведь мы все просматриваем: кем он работал раньше, какое у него образование, а потом предлагаем определенные вакансии. Но далеко не каждый, кто сегодня живет на грани бедствия, пойдет работать за 100 латов. Толи гордость, то ли поспать хочется, то ли разучились работать, то ли просто лень. В то же время есть совершенно другие люди, которые работают по совести за тех же 100 латов. Всегда есть и будут категории людей, которые будут всем недовольны.

- У вас еще реализуется проект для людей с ограниченными возможностями. Расскажите немного о нем.
- Да, у нас также есть прекрасный проект по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, с инвалидностью. Это очень важный проект, ведь многие люди, имеющие инвалидность, сталкиваются с проблемами при устройстве на работу. Очень жаль, если некоторые работодатели, лишь увидев, что у человека есть инвалидность, говорят ему “до свидания”. Но бывает, что человек с инвалидностью может и умеет работать гораздо лучше и ответственнее, чем абсолютно здоровый человек.

- А курсы, которые могут пройти безработные – это ведь тоже проекты?
- Да, все курсы для безработных – это тоже проекты. Они позволяют безработному записаться на три программы обучения. Есть модульные курсы, когда человек может усовершенствовать свои те или иные знания. У каждого безработного есть возможность также записаться на профессиональные курсы, после окончания которых, через 4,5-6 месяцев, он получает достойный диплом. Также, на протяжении обучения он получает стипендию. Многие очень рады, что заканчивают такие курсы, но и здесь есть категория людей, которые будут говорить, что курсы им ничего не дали.

- Не секрет, что кто-то не может дождаться и одних курсов, а кто-то попадает сразу и на несколько курсов подряд. От чего это зависит?
- Все зависит от очень многих факторов, но точно не от везения. Face-control здесь отсутствует, попасть на курсы за “красивые глаза” невозможно. Этого, к сожалению, многие не понимают.

У нас отлаженная и понятная система: когда безработный регистрируется, ему назначается инспектор, выдается план посещения, который он строго должен соблюдать. Летом людям труднее выполнять все то, то написано в плане. Если человек в назначенное время не пришел к инспектору, а приходит позже, инспектор просит подождать, ведь у него четкая запись: если инспектор возьмет кого-то вне очереди, тем, кто записан на это время, придется ждать и вся запись собьется. Многие тогда начинают злиться, обижаться, ругаться и просто уходят. В итоге, безработный не отметился просто потому, что не захотел подождать. А по теперешним законам, такой человек очень быстро лишается статуса безработного. Мы – государственное учреждение и не имеем права работать вне законов. Если человек не явился без оправдательной причины, инспектор обязан снять его с учета. Часто люди не приходят по уважительным причинам, например, из-за болезни. Но мы постоянно говорим, что в таких случаях нужно обязательно приносить оправдательные документы. Но многие просто не хотят идти к врачу за справкой и говорят, чтобы их снимали с учета.

Но те, кто делают все согласно плану, могут записаться на курсы согласно своему образованию, категории латышского языка, и после консультации карьерного консультанта. Инспектор предлагает курсы, которые могли бы подойти в соответствии с этими требованиями. И обижаться на то, что человеку не предложили те или иные курсы не стоит. Если инспектор не предложил, значит на это есть причины, например, не соответствует категория латышского языка.

-* Если человек записался на курсы, как долго он может их ждать?*
- Все зависит от программ, на которые люди записываются и от того, как на эти программы выделяется финансирование. Не мы распределяем финансирование на курсы, нам приходят четкие указания и четкие средства. Есть такие программы, очереди на которые люди могут ждать год.

- Люди, в целом, довольны возможностями, которые перед ними открываются даже после того, как они потеряли работу?
- К сожалению, сюда приходят люди не с радостным поводом: они потеряли работу. И поверьте, нам тоже очень сложно смотреть на то, что каждый день у нас регистрируются очень достойные люди. И когда они попадают на биржу, у них есть боль в душе, которую один может сдержать и поблагодарить, что он попал на курсы, а другой скажет – зачем ему это надо.
Хорошо, что есть категория людей, которые не считают, что биржа – это конец карьере. Они считают, что это начало чего-то нового. Есть люди, которые не опустили руки, у которых есть внутренняя сила. Они заканчивают курсы, попадают на практику, показывают себя с лучшей стороны, устраиваются на работу. И они довольны этим, благодарят за это. Но есть категория людей, которые хотят все и сразу, и если что-то идет не так и они встречают какое-то препятствие, они начинают злиться и не хотят идти вперед.

- Что бы Вы хотели пожелать людям, которые вынуждены регистрироваться, как безработные?
- Хочется пожелать всем людям, которые, к сожалению, попали в не лучшую ситуацию и зарегистрировались, как безработные, постараться понять, что это не самое худшее, что может произойти. Хочется пожелать им использовать по максимуму все возможности, которые могут получить с помощью Агентства занятости: записаться и посещать курсы, отмечаться в срок, ведь не так и тяжело отметиться один раз в три месяца. И еще мне бы хотелось, чтобы люди понимали, что мы все люди, у нас всех есть проблемы. Если мы будем терпимее и добрее относиться друг к другу, всем будет от этого только лучше.

17.09.2010 , 11:01

Наталья Петрова, gorod.lv


Написать комментарий

самое страшное -это профессия латыш.без работы остаться ,можно потерять всё- квартиру, кушать нечего и ты становишься никому не нужен.

Знаю Снежанну, очень активный и энергичный человек. Та же Снежанна знает, что такое остаться без работы, отдав как минимум 10 лет одному предприятию, и попасть под сокращение. И если у человека есть знания и желание, работа ему будет обеспечена. В конце концов можно открыть IU или SIA.

Почитала бы сначала что думают об этом сами работодатели. Далеко ходить не надо - тут же, на "город.лв", "Работодатель - сотрудник. Новая реальность". Цитирую: "высококвалифицированные профессионалы, редко или почти никогда обращаются за пособием по безработице". И дальше в том же духе.

Ветеран СССР: Всех чинуш с биржи и трущихся рядом, нужно в обязательном порядке засунуть в резиновые костюме и дать им поработать в 35 градусную жару за 100 лат. Только так они поняли бы положение безработных..

Собрать бы всех придурков типа "срарый пердун СыСыСыР" и "pasha" и на деменскую свалку. Что-бы воздух не портили. Таких дебилов поискать....

здесь же предлагали Пашу на картошку,а ветерашу точно на свалку истории,чтобы не засоряли сайт

Высосала у "Орлика" местечко и пописывает разную херню!

Написать комментарий