Иллюзия сельской идиллии

Фото автора.
Фото автора.

Светлана и Сергей Таевские на хуторе «Сармас», расположенном в Даугавпилсском районе, живут 12 лет. Казалось бы, достаточно, чтобы обзавестись хозяйством, развить его и, возможно, даже разбогатеть.

Ведь земли-кормилицы хватает, работай – и результат не заставит себя ждать. Но Сергей и Света иного мнения.

Они – крестьяне средней руки. Не богатые, но и не бедные. На первый взгляд, у молодой семьи есть все возможности для развития хозяйства. Но это только так кажется

- Результаты, как это ни покажется странным, обратно пропорциональны затраченному труду и пролитому поту. Для молодых семей, которым при нынешнем изобилии хочется очень многого, это не только обидно, но и оскорбительно.

Кто-то, наверное, воскликнет: «Да не может такого быть! Не так, наверное, живут, не умеют вести хозяйство, не то сеют – или ленятся». Скажу сразу – это не про Таевских. Тогда что же им мешает?

Хутор «Сармас» Таевские лишь арендуют – его хозяевами являются совсем другие люди. Так получилось, что за годы совместного проживания супруги не смогли обзавестись собственным жильем. Вначале жили в местечке Тартак, потом Сергей трудился в Даугавпилсе. Там он окончательно убедился, что городская жизнь не для него, после чего семья и решила арендовать у знакомых «Сармас» и там поселиться. Выгодно это оказалось всем: Таевские присматривают за хутором, обрабатывают землю, за которую настоящие владельцы усадьбы получают евросубсидии. Выкупить дом, в котором они сейчас живут, для них нереально: дому более 100 лет и по закону из-за старости он переоформлению не подлежит.

Но зато хозяйство у семьи свое. В этом году Светлана и Сергей обзавелись домашними животными, которых купили на деньги, вырученные от продажи земли. У них есть лошадь, корова, теленок, четыре свиньи и даже немодные нынче овцы.

Таевские сажают картошку, сеют зерновые и выращивают овощи – для себя. Наверное, в прежние времена их бы считали даже не середняками, а кулаками.

- Это иллюзия. Например, чтобы весной обработать огороды и провести сев, пришлось выложить последние 200 латов евросубсидий. А на что жить?

Для Таевских две сотни – это большие деньги. Вернуть же вложенные средства практически нереально, так как продать выращенную на своем участке сельхозпродукцию невозможно.

- Был период, когда корову мы не держали – это оказалось хлопотным занятием. Потом пришли к выводу, что без буренки на селе никак нельзя. Особенно, если в семье есть дети. А их у Таевских двое – дочь Полина и сын Вадим.

Доходы семьи более чем скромные: сумма детских пособий не превышает 50 латов.

- На эти деньги надо купить самое необходимое – еду. А моющие средства, а детям лекарства? И не дай бог заболел сам.

Сергею иногда удается подкалымить на лошади. Но такие приработки проблемы не решают. Летом промышляют продажей ягод и грибов. Но опять же покупателя на селе найти не так просто.

С приближением нового учебного года у родителей начинается головная боль: надо отправлять в школу сына Вадима.

- Волосы встают дыбом, когда начинаешь подсчитывать, во что обойдется школа. Хоть по миру иди. А у родителей просить не хочется.

Тут выручают деньги от продажи теленка или поросенка.

По признанию Светланы и Сергея, сейчас для них наступили самые сложные времена, хотя и раньше было непросто.

- Создается впечатление, что нас схватили за горло и душат все сильнее. Обложили со всех сторон, словно охотники волков. Куда ни кинь – всюду клин. Как тут не вспомнить колхозные времена. Тогда жизнь кипела, можно было подработать. А сейчас? Вот так поплачемся друг другу в жилетку, и на душе становится легче. И за работу – слезы на селе лить некогда. Тем более что дети подрастают и их потребности увеличиваются.

Анатолий Крылов


Написать комментарий