Золушка в стиле pin-up

Разрушитель канонов Раду Поклитару ставит в нашей Опере балет Прокофьева для... взрослых детей

В нашей Национальной опере 27 и 28 мая состоится премьера балета Сергея Прокофьева в постановке молодого талантливого хореографа Раду Поклитару, прославившегося двумя сенсационными спектаклями в Большом театре.



Над сценографией и костюмами спектакля работают Адрей Злобин и Анна Ипатьева. Дирижировать будет Мартиньш Озолиньш. В первом составе Золушку станцует Виктория Янсоне, подготовили партию также Агнесе Андерсоне и Анна Новикова.
Прежде всего Поклитару обратил внимание Телеграфа на ошибки, прокравшиеся в афиши и программки, где спектакль обозначен как балет для взрослых. На самом деле Раду ставил сказку для взрослых детей, а это не одно и то же. Совсем уж малышей вести на эту “Золушку” он не советует, но убежден, что детям постарше она может быть интересна. И еще уточнение. Раду Поклитару сочинил собственное либретто, так что автор классического либретто балета Николай Волков тут ни при чем.
Действие из эпохи рококо-барокко Поклитару перенес поближе к нам. Новое либретто ждало своего часа четыре года. Раду говорит, что его вдохновляли кинематограф начала ХХ века, современная голливудская мелодрама и даже завораживающая атмосфера амстердамского “красного квартала”. Это фантазии на тему периода расцвета культуры pin-up в Америке (50-70-е годы), эстетики Мэрилин Монро, но без точной привязки ко времени и месту, ведь балет — искусство условное.


У каждого времени — свой язык 
Суть своего сюжета Поклитару предпочитает не раскрывать. Но исходил он из того, что Золушка — это давно уже символ. История про человека, которому от рождения не было дано ничего и который благодаря своим личным качествам и красоте духовной получает все. Хореограф адресует спектакль, в первую очередь, своим сверстникам. По поводу стиля постановки Раду может сказать одно: это точно не классический танец. Нет техники пуантов, нет красивых пачек… Поклитару предпочитает говорить с современными зрителями на их же языке. Чтобы быть понятным, чтобы тронуть человека — а это главное в искусстве. Ведь, скажем, Боттичелли задевал своих современников и задевает нас именно потому, что был абсолютно адекватен времени, в котором творил.
— Зачем пользоваться языком, — говорит Поклитару, — который, в принципе, давно уже превратился в строго выверенную систему? Это интересно скорее археологам от танца, чем хореографам. Я ни в коем случае не ратую за то, чтобы “Лeбeдинoe oзepo” и “Cпящyю кpacaвицy” cнимaли c peпepтyapa. Зaмeчaтeльныe cпeктaкли, нa ниx yчитьcя и yчитьcя. Но вы же не обращаетесь ко мне: “Милостивый государь, не соизволите ли сказать?..”



Раду Поклитару, хореограф. Родился в 1972 г. в Кишиневе в семье танцовщиков Людмилы Недремской и Виталия Поклитару, стоявших у истоков молдавского балета. Автор большого количества оригинальных балетов, поставленных в театрах Белоруссии, России, Украины. На сцене Большого театра идут его “Ромео и Джульетта” Прокофьева (режиссер — знаменитый англичанин Деклан Доннеллан, 2003 г.), “Палата № 6” на музыку Пярта (2004 г.). Поклитару завоевал первые премии таких международных фестивалей и конкурсов, как “Музыкальный мир” (Италия), Международный балетный конкурс им. Сержа Лифаря (Украина) и др.

 


Зрители плачут
На балет “Ромео и Джульетта”, поставленный Поклитару в Большом, реакция была самая разная. Многие, например, не могли смириться с тем, что знаменитый балкон предстает там не просто как некий архитектурный объект, но его “роль” играет кордебалет. Это те же враждебные люди, что были на балу у Капулетти, они и разделяют влюбленных, направляя действие. И всю сцену на балконе современные Ромео и Джульетта так и не прикасаются друг к другу. На гастролях Большого театра в Англии “Ромео…” получил самый теплый зрительский прием — и разгромную прессу! Поклитару это не расстраивает, он уверен, что если современное произведение искусства не вызывает споров, значит, что-то в нем не получилось. Для него главное, что в Лондоне люди плакали на этом спектакле. А в реакции критики Раду видит вариант двойного стандарта. Запад постоянно ругал Большой театр за то, что он не дает ничего нового, а когда представлена наконец новая постановка, говорят: почему вы не привезли к нам старую? Поклитару надеется, что в Риге ему, его замечательным художникам Андрею Злобину и Анне Ипатьевой и латвийским танцовщикам тоже удалось сделать совершенно необычный спектакль. И что все предположения и ожидания публики… не оправдаются.
Кстати, Поклитару отмечает необыкновенно хорошую подготовленность рижан для современного танца. Но кроме современной пластики этот хореограф предлагает еще и большую актерскую задачу, потому что балет сюжетный. Поклитару вообще любитель сюжетных балетов, поскольку живое сопереживание зала достигается, когда рассказывается история, на которую каждый сидящий в зале может себя проецировать. Раду уверен, что не бывает хорошего и плохого балета — бывает скучный и нескучный. Необходимо cчитaтьcя c нayкой o внимaнии: еcли пepвыe тpи-чeтыpe минyты ты ничeгo нe пpeдлaгaeшь пyбликe, ты ее потерял.




Pin-up как самостоятельный жанр искусства и массовой культуры появился в Америке. Именно там в середине 30-х годов минувшего века художники вдруг почувствовали, как именно следует рисовать девушку, чтобы мужчине хотелось глядеть на этот рисунок снова и снова. Открытие оценил Голливуд, выпускавший календари с томными кинодивами огромными тиражами. Решающим моментом в культуре pin-up стали постеры: вставка в середине журнала вынималась, вставлялась в рамку или вырезалась по контуру фигуры и вешалась на стену. А еще этот жанр условно делится на три категории: собственно pin-up (сюжетная бытовая сценка со спадающими элементами одежды), glamour art (романтическая “очаровательная женщина”, одетая в вечернее платье или причудливую одежду) и pretty girl (тот же glamour art в исполнении известных художников-иллюстраторов).

18.05.2005 , 10:54

Телеграф


Написать комментарий