Кто в роскоши, кто в нищете

Недавно город узнал, что в нем живет пять миллионеров. А сколько в нем нищих, полуголодных и обездоленных — такую цифру вам не назовет никто.

На днях встретил старую знакомую. Женщина была в глубокой задумчивости. Если не сказать больше — в прострации. Некогда преуспевающая дама потеряла работу и сейчас перебивается случайными заработками, но больше «полтинника» в месяц заработать ей не удается. Живет одна, родственников здесь нет. А за квартиру надо сразу отдать 40 латов. Как пропитаться на оставшийся червонец? Сделала женщина несколько попыток найти более денежную работу, но везде получила вежливый отказ. Понятно, кому нужен работник предпенсионного возраста. И пошла она в ЦСП, чтобы получить статус малоимущей. Предъявила справку о том, что месячный доход составляет 42 лата. И снова получила вежливый отказ. Оказывается, 42 лата на человека — это слишком большой доход, чтобы получить статус малоимущего.
— Увы, такий «потолок» установлен Правилами Кабинета министров. Если доход человека превышает 40 латов хотя бы на один сантим, мы не имеем права присвоить ему статус малоимущего, — сказала мне руководитель ЦСП  Нонна Якубовская. Вот так.

На один сантим больше — и ты уже вроде как богатый. И вроде как попадаешь в одну компанию с нашими счастливчиками-миллионерами. Им ведь тоже не светит получить статус малоимущего в ЦСП. А моя знакомая решила переехать в Россию — там она надеется хоть пенсию получить по возрасту.
Мусорник — вершина «айсберга»

Просящие подаяния на улицах города и на папертях храмов уже давно никого не удивляют. Как и те, чьим основным источником выживания стал мусорник. Кстати, замечаю, что в последнее время в них все чаще заглядывают далеко не алкаши или бомжи, а довольно приличные люди, которые не могут выжить на мизерную пенсию или зарплату. Сколько официальных бедняков в городе — это хорошо известно. По данным ЦСП, в прошлом году на учете как малоимущие числились 2293 семьи, или 6645 человек. Если в нашем городе проживает 115 тыс. человек, то малоимущие составляют 5,78%. А сколько таких людей, чей доход по крайней мере на 1 сантим больше 40 латов, и которым нельзя присвоить статус малоимущего? Н.Якубовская говорит, что таких данных в ЦСП нет. И как они выживают, тоже никто не знает. Но видимо, как-то выживают. Может быть, за счет того, что частично или полностью не оплачивают коммунальные услуги, и в первую очередь тепло, воду, квартиру. И таких людей в городе немало. То, что мы видим у мусорников — это лишь вершина «айсберга». Теплосети уже задыхаются от неплатежей. Горожане задолжали тепловикам 3,5 миллиона латов. ПЖХ — полмиллиона. Например, жильцы одного только дома на ул. Кауняс, 163 имеют долг за тепло более 12 тыс. латов, да по квартире — 4 тысячи. Из 32 квартир только 6 не имеют долгов. Конечно, есть среди жильцов злостные неплательщики. Но большинство должников — те, кто не может свести концы с концами. Это безработные и те, кто получает мизерные зарплаты или пенсии. Пенсионеры, как правило, стараются оплатить все счета. Но какой ценой? Ценой недоедания, физической деградации, преждевременных смертей. А на том свете за квартиру платить не надо. Не справляясь с проблемой неплатежей, теплосети в отчаянии обратились за помощью в думу. На днях там состоялось совещание. Ничего более путного, как искать еще свободные квартиры для выселяемых по решению суда, сотрудничать с ЦСП и создать еще одну структуру «для работы с должниками», умное начальство предложить не смогло. А свободных квартир для бездомных у думы, оказывается, уже почти не осталось. Можно создать хоть десять новых структур с хорошими окладами для «выбивания» долгов, но жители от этого платежеспособнее не станут. ЦСП? А у ЦСП бюджет. И ни одного лишнего сантима.
Кто поможет?

В общем-то, зря расстраивалась моя знакомая, что не сможет получить статус малоимущей. Ну, получила бы, а что толку? К ее червонцу, который остается после оплаты квартиры, ЦСП могло ей предложить (если бы она получила статус) только раз в квартал продуктовый пакет стоимостью 3 лата. Разве за счет этого выживешь?

Бюджет ЦСП в этом году составляет чуть больше 1 млн. 383 тыс. латов. Только на пособия из этой суммы уходит почти миллион. Очевидно, что в нынешних социально-экономических условиях нашего города этого явно недостаточно. Н.Якубовская считает, что этой суммы вполне хватило бы, если бы в городе была решена проблема безработицы. Но когда она будет решена — кто знает? А людям сегодня что-то есть надо. К тому же, как мы видим, наши мизерные даугавпилсские зарплаты — вовсе не гарантия от нищеты. Что же делать? Как помочь обездоленным? Об этом должны думать прежде всего депутаты думы. Поднять планку 40 латов за счет перераспределения городского бюджета в пользу социальной сферы, т.е. кардинально увеличить помощь малоимущим? Почему бы и нет? В первую очередь надо накормить голодных, а потом делать другие важные и нужные дела: ремонтировать дороги, благоустраивать парки и т.д. и т.п.

06.07.2004 , 15:15

"Миллион"


Написать комментарий