«Если вы учитесь на сделанных ошибках, вы добиваетесь лучших результатов»

Латвия продолжает оставаться на «локаторе» американской политики. Через три недели после визита президента США Джорджа Буша в Латвию прибывает делегация влиятельных сенаторов от президентской - Республиканской - партии. Происходит это все на фоне тупика с пограничным договором с Россией, не исчерпанного пока до конца скандала с депутатом Сейма Александром Кирштейнсом и ратификацией с существенными оговорками Рамочной конвенции по правам меньшинств.


Посол США в интервью «Часу»: «Мы хотим одинакового отношения ко всем людям»


Накануне приезда сенатской делегации посол Соединенных Штатов Америки в Латвии Кэтрин Тодд-Бэйли дала интервью «Часу». В беседе также принимала участие сотрудник посольства по связям с общественностью и прессой Виктория Слоун.

- Совсем недавно завершилось очень большое событие в латвийско-американских отношениях – президентский визит. Теперь к нам едет группа сенаторов. В чем причина столь высокого внимания и какова цель приезда делегации сената?

Кэтрин Тодд-Бэйли: – Уровень в самом деле высокий. Руководитель делегации, старший сенатор от штата Кентукки Митч Макконнел, переизбирался уже трижды. Он женат на министре труда США Элейн Чэо, и они действительно влиятельная пара в Вашингтоне. С ним приезжает еще один старший сенатор, Майк Крэпо от штата Айдахо, и младший сенатор от Южной Каролины Джим Деминт. (Каждый из 50 штатов США представлен в сенате двумя сенаторами, старшим и младшим. – А. К. )

Здесь нужно немного рассказать, как я пришла в политику. В 1977 году умер мой отец, и друзья сказали мне: «Твой отец участвовал в политической деятельности, возможно, и тебя это заинтересует. Один джентльмен сейчас баллотируется на должность в судебном округе в Луисвилле, Кентукки – нашем родном городе». Я как доброволец приняла участие в этой кампании. Джентльменом был Митч Макконнел. Так что я знаю его более четверти века. Сейчас он второй по рангу человек в сенате США – заместитель лидера большинства. Я испытываю к нему огромное уважение. Вероятно, если бы не сенатор Макконнел, я бы не была здесь сегодня. После принесения мною присяги посла он сказал, что сделал пометку в своем календаре: «Латвия».

Что же касается вашего вопроса о волне влиятельных людей… Визит в Латвию был частью европейского тура президента Буша, задачами которого были и расширить свободу и демократию, и подтвердить, что в этих странах существует живое демократическое общество, – показать, что они могут являться примерами для соседних стран. Думаю, визит группы сенаторов следует тому же принципу. Маршрут тура очень обширный: из Риги – в Россию, оттуда – на Украину, затем в Иорданию, в общей сложности шесть стран с весьма плотным графиком. Как и для президента, для этой группы сенаторов Рига – первая остановка, и я думаю, сенаторы обсудят с латвийскими должностными лицами роль Латвии в содействии стабильности и демократии и в Европе, и за ее пределами.

- Можно ли говорить о начале нового этапа в латвийско-американских отношениях?

- В первую очередь мы благодарны Латвии за то, что она продолжает плечом к плечу с нами стоять в глобальной войне с терроризмом, в Ираке и Афганистане. Кроме того, Соединенные Штаты активно поддерживают дальнейшее расширение Европейского союза, мы считаем, что больший Евросоюз – во всеобщих интересах. И, конечно, мы будем продолжать укреплять наши отношения – которые уже весьма хорошие.

- Будет ли одновременно расширяться и неполитическое измерение этих отношений?

- Одна из моих целей как посла – познакомить людей, бизнесменов, студентов с вашей прекрасной страной. После визита президента я получила больше 50 писем по электронной почте от людей, которые хотели больше узнать о Латвии – о возможностях торговли и инвестиций, студенческих обменов. И я думаю, что Латвии внимание и визиты высокопоставленных лиц принесут только пользу.

Тогда же, во время визита президента, активно обсуждалось сотрудничество в области образования. Оно, конечно, уже происходит, но мы думаем о существенном его расширении. И я думаю, последуют практические шаги, чтобы дать возможность студентам из латвийских университетов учиться в Америке и организовать стажировку студентов американских колледжей в Латвии в рамках специальной программы.

Мы будем работать и на расширение контактов между людьми искусства и ремесел. Например, мой штат Кентукки имеет очень богатые традиции – и Латвия тоже. Мы начали с выставки текстиля из Кентукки, которую осмотрели и первая леди Америки, и президент Вике-Фрейберга.

- В своей речи в Риге президент Буш особо подчеркнул, что «идеалы демократии достигаются соблюдением прав меньшинств, равенства всех перед законом, обществом, в которое включены все его члены». В то же время в Латвии факты таковы: за 14 лет ни одна «меньшинственная» партия не была представлена ни в одном из всех последовательно менявшихся правительств, представители меньшинства непропорционально мало представлены в структурах госуправления. Возможно ли говорить о «включающем» обществе в таких обстоятельствах?

- На наш взгляд, Латвия действительно прикладывает большие усилия в сфере интеграции, и я думаю, что президент хотел поблагодарить Латвию за эти усилия. Но, конечно, всегда есть что улучшить. Вчерашнее принятие Сеймом Конвенции по правам меньшинств задает тон процессу «включения» и толерантности. Очень приятно видеть, что подобные вещи происходят.

- В заявлении, опубликованном на этой неделе, Совет еврейских общин Латвии подчеркнул, что «ситуация с антисемитизмом ухудшается», связав это с «усилением влияния правых радикалов и уль- транационалистов на умеренные круги общества». В какой степени эта тенденция может повлиять на латвийско-американские отношения?

- Здесь не может быть никаких сомнений. Мы обеспокоены любыми проявлениями антисемитизма, мы крайне пристально следим за развитием ситуации. Это остается поводом для озабоченности. Мы хотим одинакового отношения ко всем людям независимо от их расы, происхождения и так далее, мы хотим, чтобы каждый жил свободно настолько, насколько это возможно.

- Америка накопила собственный огромный опыт десегрегации, содействия толерантности в обществе, достижения полного и действительного равенства возможностей принадлежащих к меньшинствам людей за счет позитивной дискриминации (affirmative action) и так далее. Какие моменты в этом опыте, на ваш взгляд, заслуживали бы более пристального внимания Латвии?

- Знаете, мы действительно многого достигли. Все развивается, и если по мере развития вы учитесь на сделанных ранее ошибках, вы добиваетесь лучших результатов.

- За последние три недели Америка дважды на высшем уровне обращалась к болезненным моментам истории Латвии. Сначала – президент Буш, в Риге говоривший о советской оккупации, затем посвященная этой же теме резолюция сената и конгресса. В разных частях латвийского общества и то и другое было услышано по-разному. В националистических кругах заговорили о деколонизации, а среди некоторых групп русско- язычных заметен страх…

Виктория Слоун: – Позиция Белого дома, выраженная президентом еще и в нескольких интервью перед визитом, заключается в том, что Россия и страны, которые были оккупированы, должны договориться друг с другом сами, должны найти свой способ. Правительство США готово поддержать диалог и примирение. Сенат говорил о моральных обязательствах – или о том, что сенаторы считают моральными обязательствами, – Советского Союза. И резолюция сената, и позиция Белого дома не имеют ничего общего с юридическими претензиями, перемещениями людей или тому подобными вещами.

- США уделяют большое внимание своим отношениям с Россией. Играет ли латвийский фактор свою роль в них, какую помощь Латвия как союзник США могла бы оказать в этих отношениях?

Кэтрин Тодд-Бэйли: – У нас продуктивные отношения с Россией. Соединенные Штаты и Россия – партнеры в борьбе с нераспространением оружия массового поражения, мы едины в войне с террором, мы сотрудничаем в других сферах, затрагивающих обе наши страны.

И мы с большим уважением относимся к тому, что Латвия сделала и продолжает делать, – взаимодействует со своим меньшинственным населением и прилагает усилия по интеграции, и я хотела бы выразить признательность Латвии за работу в этом направлении.

Досье


Кэтрин Тодд-Бэйли, посол США в Латвии, вручила верительные грамоты президенту Вайре Вике-Фрейберге 4 февраля этого года. Это первое дипломатическое назначение Кэтрин Тодд-Бэйли – до того она была видной активисткой республиканской партии США, в 2000- 2004 годах представляла свой штат Кентукки в Национальном комитете республиканской партии. С конца 1970-х участвовала в проведении многих предвыборных кампаний кандидатов-республиканцев и в сборе средств для них, а также работала в советах нескольких негосударственных организаций, включая Центр Кеннеди в Вашингтоне и совет директоров Оперы Кентукки в Луисвилле. Замужем за предпринимателем Ирвином Бэйли. У них четверо взрослых детей и шестеро внуков.

Визит сенаторов США


Визит сенатской делегации из 10 человек пройдет 28- 30 мая. В состав делегации входят три сенатора, в том числе и второй по статусу республиканец в сенате США, сенатор от штата Кентукки Митч Макконнелл, а также сенаторы-республиканцы от штатов Айдахо и Ю. Каролина Майк Крэпо и Джим Деминт. В Риге сенатор Макконнелл и члены его делегации встретятся с президентом Вайрой Вике-Фрейбергой, ведущими депутатами Сейма, включая и спикера Ингриду Удре, а также с министрами иностранных дел, экономики и обороны. Кроме того, говорится в распространенном посольством США сообщении для прессы, сенатор Макконнелл и члены делегации встретятся с экспертами, работающими в правительственных и негосударственных структурах, чтобы обсудить роль Латвии в содействии демократии за пределами Балтии.

28.05.2005 , 10:07

chas-daily.com


Написать комментарий