Это не реформа, это позор

В Латвии многие юноши, кое-как закончив девятилетку, прекращают дальнейшее образование, а часть продолжающих учёбу, стыдно об этом говорить, недостаточно бегло читают, плохо знают основы химии, физики, биологии, математики ..., не готовы к качественной самостоятельной учёбе в средней школе ни на русском, ни на латышском языке.

Лишь 71,2 % двадцатидвухлетних в ЛР имеют среднее образование – это самый низкий показатель из 10 новых стран Евросоюза, почти на 4% мы отстаём и от среднеевропейского показателя.

Стыдно, господа! Министерством образования, после восстановления независимости, «рулили» и химик, и дизайнер, и бывшая пионерская вожатая и недоучка – магистрант, и физкультурник, «Чёрный Карлис», ныне «рулит» юрист, а воз и ныне там.

Ну, додумались они до насильственного внедрения «сверху» билингвального образования. Так ведь изначально было ясно, что без науки, без методики, без хорошо подготовленных учителей, без соответствующих учебников оно может дать только негативный результат. Так оно и случилось: увеличилось количество больных детей; в геометрической прогрессии растет второгодничество. Только среди девятиклассников на второй год остались 3000 учеников. Жаль невинно пострадавших детей, жаль учителей, вынужденных давать театральные представления билингвизма для господ проверяющих.

Опьянённые националистическим дурманом, правящие политики уже много лет продавливают никому не нужную, унизительную для нас и для государства реформу образования 2004. Ничего кроме беды она не принесёт. Если уже сейчас более 19% детей преждевременно бросают учёбу, то с переходом преимущественно на госязык обучения их будет как минимум в два раза больше. Это нам нужно? Не нужно. Учащимся это понятно, родителям и учителям – тоже. Непонятно лишь председателю комиссии Сейма по образованию, культуре и науке наркологу г-ну Я. Страздиньшу и экс-министру образования, депутату г-ну К. Шадурскису. Непонятно экс-правозащитнику, политологу, а ныне министру интеграции г-ну Н. Муйжниексу и экс-премьеру, экс-банкиру, экс-физику г-ну Э. Репше и иже с ними. Им, конечно же, можно посочувствовать, но почему из-за их проблем должны страдать и становиться потерянным поколением десятки тысяч наших детей?

И ежу понятно, если «ТБ»-эшники – добелисы и табунсы – дают указивки, что нужно делать для повышения конкурентоспособности русскоговорящих детей, то в действительности делать нужно с точностью до наоборот. Ведь латышских детей, слава Богу, они не заставляют учиться ни на латышско-английском, ни на латышско-русском. Увы, видно главная заповедь всех религий – не делать другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе – писана не для них.

Полноте, господа, блеяние о том, что изначально политизированная «реформа – 2004» задумана как забота о сохранении латышского языка – блеф да и только. Латышский язык не погиб ни в царские, ни в советские времена, на нём разговаривает более 1,5 миллиона человек, он стал одним из официальных языков ЕС, его охраняет закон. Кроме ваших стенаний, ему ничего и никто не угрожает. Съезд защитников русских школ в одной и резолюций заявил – мы с уважением относимся к латышам и латышскому языку и хотим, чтобы наши дети его знали.

Политика образования ЛР – это месть детям, месть будущим поколениям за советский период, в котором совсем неплохо жили представители нынешней элиты. Стыдно, господа, и гадко. Вы вынудили десятки тысяч людей выйти на улицы с лозунгами: «Нет, реформе!», «Руки прочь от русских школ!». К. Шадурскис утверждал: пошумят и перестанут. Он, как всегда, ошибся! Акции протеста 23 мая и 4 сентября 2003 г., 21 и 22 января, 5 и 11 февраля, 15 и 16 апреля, 1 и 9 мая года нынешнего доказали, что можно наклонить голову, но нельзя гнуть спину.

Ошибался г-н Шадурскис, когда говорил, что недовольна только Рига, а в остальных регионах «всё хорошо, прекрасная маркиза…» Нет. Дух людей освободился от комплекса несуществующей вины. «Нет реформе», – говорят и в Даугавпилсе, и в Резекне, и в Лиепае, и в Вентспилсе. Не приемлет её Цесис, Валмиера, Елгава, Лудза, Калнциемс. И что же правящие фракции Сейма и правительство? Нет чтобы извиниться перед значительной частью своего народа, объявить мораторий, сесть за стол переговоров …

Постыдная кампания

Мы видим страх, истерику, неадекватные действия, давление на силовые структуры и налоговую службу, административные протоколы полиции и суды на активистов Штаба защиты русских школ и депутатов Рижской думы и Сейма от «ЗаПЧЕЛ». К сожалению, Латвия опустилась до политических репрессий, становится полицейским государством – позором Европы!

Стыдно, что вместо борьбы с коррупцией, организованной преступностью, контрабандой и наркоманией, силовым структурам приказано: «Ату, их ату, фас!» За год участия полутора сотен тысяч человек в акциях протеста против «реформы 2004» не пострадал ни один человек, не перевёрнут ни один автомобиль, не разбито ни одно окно. Если послушать философа, депутата Рижской думы от «ТБ/ДННЛ г-на Зариньша или г-на Э. Репше и арестовать нас, то в движение придут бритоголовые качки и нацболы. Вот тогда уж точно никому мало не покажется.

А вакханалия в «Lаtvijas avїze»? Интервью Л. Азаровой-Вациете и М. Костенецкой – культура так и пре – эмоции, непонимание ситуации, желание казаться латышами больше, чем сами латыши. Хотя полностью согласен с поэтессой и переводчицей Л. Азаровой-Вациете, что 60% : 40% годится только для химической реакции (60 : 40 – дистилированной воды и этилового спирта – водка получается – Я.П.). Согласен и с тем, что на латышском языке должны преподавать латыши. Во-первых, куда русских учителей девать будем? Во-вторых, где возьмём учителей-латышей для русской школы – заменим русских студентами-недоучками? И, наконец, в-третьих, разве поэтесса не понимает, что эти два её возражения полностью опровергают полторы страницы словесной шелухи в защиту псевдореформы.

А чего стоит интервью Н. Муйжниекса, который 27.04.2001 г. говорил, что в области образования ситуация противоречива, с тенденцией к сегрегации (вид расовой дискриминации – Я.П.), а сегодня этот же человек утверждает: «Сейм принял Закон об образовании, наша задача его добросовестно выполнять». Двуликий Янус, да и только. Газета, конечно, вправе публиковать различные мнения, но что-то ни у доктора математики Т. Жданок, ни у доктора педагогики В. Бухвалова, ни у кандидата технических наук В. Бузаева они интервью не берут. Автор этих строк даже напрашивался, но слова так и не получил. Вот такая, понимаешь, демократия.

А чего стоит последний доклад Госинспекции образования, подписанный его начальником З.Гринпауксом о том, что выполнять требования закона об обучении преимущественно на госязыке не готова лишь одна школа и 11 учителей? Это враньё в духе Геббельса, курам на смех. По бумажкам-расчасовке 60 : 40 – это да, возможно, лишь одна школа и ищет ещё потерянный час на латышском. А вот потребовали бы инспекторы написать циркуляр – ответьте честно о готовности, и если не готовы более 50 , то реформа будет отменена. Готов съесть публично бумагу под этой статьёй, если 90 школ и учителей не ответят, что не готовы. Задайте вопрос учащимся и родителям: «Кому нужна реформа 2004» – более 90% ответят: никому. Но такого вопроса не задают.

То, что творится в Латвии в области образования – никакая не реформа, а «пшик», требующий сил, нервов и денег. Без согласия детей, учителей и родителей – никакая реформа неосуществима.

Какая реформа нам нужна?

Нужна государственная программа развития образования, в которой будет чётко расписано: что, кому, до какого срока и за какие средства необходимо сделать. Нужно работать над повышением качества знаний как латышских, так и русских школьников, в том числе и над совершенствованием качества знаний латышского языка; улучшать качество подготовки учителей, в том числе и их дальнейшее образование в течение жизни; укреплять материальную базу школ и увеличивать зарплаты педагогов школ и вузов; увеличить финансирование всех учебных заведений и в первую очередь – науки. По финансированию науки мы впереди всех стран Евросоюза, увы, с конца.

Ничего из вышеперечисленного не предусматривает «реформа 2004». Насильственная ассимиляция существенно не улучшит знания детей по латышскому языку, но явно снизит их по другим учебным предметам, приведёт к перегрузке, нервным стрессам, снижению конкурентоспособности на рынке труда и готовит им судьбу безработных, бомжей, преступников, пьяниц и наркоманов.

Что нужно делать в данной ситуации? Автор этих строк совместно с коллегой, депутатом В. Бузаевым,0 письменно пересказали министру г-ну Ю. Радзевичу при личной встрече 14 апреля 2004 г. 10 предложений.

Пока позитивных действий МОН не последовало. Министерские чиновники, впустую тратя народные средства, беспомощно восхваляют псевдореформу, говорят: «халва, халва», но ни у кого от этого во рту слаще не становится. Доколе?

К сожалению, напрашивается вывод: правящие партии и правительство не уважают значительную часть своего народа, не считаются с его мнением, следовательно, и вся ответственность за эскалацию напряженности в обществе, за последствия акции «пустые школы», которую Штаб защиты русских школ будет вынужден объявить с 1-го сентября, ложится на них.

08.07.2004 , 12:03

"Миллион"


Написать комментарий