Закон для 500 миллионов

Скоро Латвии предстоит принять новую Конституцию Европейского союза. Но пока в правящих кругах нет единодушия по поводу конкретного механизма выполнения этой задачи - одни партии настаивают на всенародном референдуме, другие считают, что достаточно соответствующего решения Сейма. О новом основном документе нашей жизни «Час» беседует с директором Института международных отношений Латвийского университета профессором Юрисом Боярсом.

Конституция будет работать

- А не переоцениваем ли все мы значение Конституции Европейского союза? Помнится, в СССР тоже была очень прогрессивная и демократическая Конституция, которая, в сущности, ничего в жизни страны не определяла…

- Европейский союз – это не СССР, и значение законодательных актов ЕС нельзя сравнивать со значением законодательных актов Советского Союза. Европа – это все-таки колыбель демократии, и демократия там работает.

В принципе и раньше считалось, что в ЕС есть своя конституция, которую составляют основные договоры и конституционные принципы государств ЕС. Но если средний европейский гражданин толком не понимает, что такое Евросоюз, то он тем более не может понять, что такое евроконституция – в том виде, в каком она существовала до сих пор. Одни только договоры занимают более тысячи страниц, а ведь есть еще основные принципы конституций государств ЕС, которые никто никогда не видел собранными вместе! В этой массе юридических бумаг не разберется и большинство профессиональных юристов.

И надо было написать документ, который мог бы взять в руки нормальный человек, прочитать его и что-то понять. Но когда европейцы сели писать эту конституцию, великие державы решили заодно потянуть одеяло на себя, что, естественно, не понравилось средним и маленьким государствам. Именно поэтому и шли такие бурные дискуссии по поводу содержания конституции.

- Конституция определяет жизнь 500миллионов человек, проживающих на огромной территории. Вы думаете, она реально будет работать?

- Конечно, она будет работать, другой вопрос – как? Даже самые совершенные механизмы иногда дают сбои. И Конституция в каких-то сферах будет работать лучше, в каких-то – хуже. Но это будет документ, составляющий основу взаимоотношений всех государств ЕС.

Конституцию – как контрольный документ для всех остальных законодательных актов, будет иметь перед глазами и Европейский суд. А это очень важно, ведь Евросуд выносит конкретные решения и может накладывать на государства денежные штрафы.

Отмечу и то, что в первые инстанции Европейского суда теперь могут обращаться граждане и отдельные фирмы из стран ЕС. И если вследствие каких-то действий ЕС гражданину или фирме нанесен конкретный ущерб, можно требовать от Европы возмещения этого ущерба. Существует уже множество подобных прецедентов.

Не хочу быть утопическим оптимистом – ни в природе, ни в нашей жизни нет ничего идеального. Несовершенен даже Господь Бог. Может ли Бог создать камень, который он сам не может поднять? Если не может создать, значит, он не всемогущ. Если может создать, но не может поднять, значит, он не всесилен. И Бог создал несовершенного человека…

Обойдемся без референдума!

- Что сегодня важнее – Сатверсме или Конституция Евросоюза?

- Документы ЕС имеют преимущества. Но сам Евросоюз относится к этому вопросу очень осторожно, потому что признать, что конституции государств ЕС не имеют никакого значения – значит, встать на очень скользкий путь. Федералистов в Европе не так уж много, даже не все великие державы поддерживают идеи федерализма. И я не думаю, что Евросоюз сегодня станет наказывать конкретные страны за то, что какие-то статьи конституций этих стран не совсем соответствуют Конституции ЕС.

- А есть ли какие-то противоречия между Сатверсме и нашим новым общим основным законом?

- Пока еще никто не сел и не сравнил текст Сатверсме с текстом новой Конституции ЕС. Ситуация как с самолетом «боинг». Исходя из расчетов, все его шесть миллионов деталей должны работать нормально, но самолеты иногда все-таки падают: Так и с Конституцией – ее надо испытать на практике, а потом будет видно, что получится.

- Евроскептики говорят, что новая конституция изменила правила игры, по которым мы вступали в ЕС, и поэтому надо проводить референдум.

- Все меняет правила игры: Не думаю, что утверждение конституции надо выносить на референдум. Референдум можно проводить по вопросу, на который можно дать однозначный ответ – «да» или «нет». Например, надо ли приватизировать Latvenergo ? А организовывать референдум о Конституции ЕС у нас в Латвии – стране, которая вообще не имеет никакого опыта работы в ЕС, просто бессмысленно. И, поверьте мне, на этот референдум придет еще меньше людей, чем на выборы Европарламента.

Поживем увидим

- Как вам кажется, Конституция ЕС сбалансировала интересы больших и маленьких европейских стран…

- Поживем увидим. Мы еще не пробовали жить по этой Конституции. Давайте сначала поживем в ЕС, а потом уже решим, что надо улучшать и каким образом. Но если бы в Европе не было ЕС, это было бы очень плохо. Возможно, именно ЕС, а вовсе не НАТО является гарантом того, что в Европе нет войн. Ведь ЕС создавался именно с этой главной целью. А второй целью было экономическое развитие. Сегодня можно сказать, что первая и главная цель достигнута, вторая тоже – по всяком случае, в государствах «старой» Европы. Правда, объективности ради отмечу, что некоторые государства – такие социал-демократические страны, как Дания, Швеция, Финляндия, уже вступали в ЕС с крайне высоким уровнем благосостояния..

- В последнее время все чаще начинают говорить, что Европейский союз слишком вырос и скоро развалится…

- Не думаю, чтобы Евросоюз распался. Тут моя позиция отличается от позиции евроскептиков, которые подходят к этому вопросу чисто популистски. Понимаете, популистски мыслящие люди не могут уместить в своих головах слишком большое количество информации и обработать ее. Они могут работать с одной, двумя, максимум с тремя идеями, которыми они все время манипулируют. Возьмем хотя бы итоги выборов в Европарламент. У нас победили две простейшие идеи – «Латыш, не сдавайся!» и «Русские идут». Поразительно! Но оказывается, что и в других странах ЕС случилось то же самое – популистские партии победили, а правящие провалились. Так что есть некие общие закономерности. И я не думаю, что евроскептики когда-нибудь возьмут верх. Евросоюз – это слишком сложный механизм, чтобы можно было о нем судить так поверхностно. Но ясно одно – положительных элементов в ЕС, безусловно, больше, чем отрицательных.

- То есть вы не считаете, что принятие новой конституции станет Рубиконом, после которого начнется новая история Европы?

- Ни в коем случае. С каждым новым договором в сложной системе функционирования ЕС что-то отменяется, что-то усовершенствуется, а что-то отбрасывается навсегда. Методы управления территорией с 500 миллионами населения постоянно совершенствуются. Экономика будет развиваться. Демократия будет существовать. А процесс управления Евросоюзом будет бесконечно совершенствоваться.

08.07.2004 , 14:47

chas-daily.com


Написать комментарий