Наша землячка зверски убита в задрипанном Цвикау

Оказывается, что "груз--400" с телами погибших может доставляться в Латвию не только из зон военных конфликтов, где служат наши миротворцы. Такая печальная участь может ожидать так же и тех, кто отправляется за рубеж совсем с иными целями, как, например, даугавпилчанка мать дочери-подростка 41-летняя Татьяна Финагеева, убывшая на заработки в Германию и на чужой земле нашедшая свою погибель.

Из-за отсутствия между Латвией и другими странами ЕС единого порядка и согласованности в оформлении необходимых докуметов для перевозки тел погибших эта операция превратилась в проблему таких масштабов, что сами похороны в сравнении с ней могут показаться простой формальностью.
На коленях просила прощения

Многие помнят, как в поисках лучшей доли жители Восточной Германии даже под страхом смерти, преодолевая стену, пробирались в Западный Берлин, чтобы хоть чуть-чуть пожить “в раю”. Немало отчаянных людей сложили тогда свои головы. Нашим соотечественникам стволы в спину не направляют, тем не менее ситауция с некоторой разницей очень схожа: не только молодежь, но и люди более зрелого возраста на свой страх и риск, забывая об элементарной безопасности, в поисках лучшей жизни рвутся за кордон.

… Старшая родная сестра Татьяны Лариса Ильина, все еще не придя в себя после случившегося, с потемневшими от слез глазами, чтобы не отключиться, пьет кофе и не столько курит, сколько нервно тушит целые сигареты о пепельницу. Дочь погибшей женщины Оксана смотрит на портрет матери с траурной ленточкой на уголке, расположенный рядом с ее постелью, и тоже вытирает слезы. Лариса с минуты на минуту ждет сообщения от руководителя рижской похоронной фирмы “Latona Ltd”, некоего Эдмунда, уехавшего в Германию за телом Татьяны, давшего слово доставить его к этим выходным.

Сколько было пережито за последние дни, а впереди самое страшное — свидание с мертвой сестрой и матерью. Еще свеж в памяти последний приезд Татьяны в Даугавпилс в начале лета, когда она, побыв здесь с месяц, 20 июня снова отбыла в небольшой немецкий городок Цвикау, где более-менее обосновалась. Перед расставанием с Ларисой женщина, встав перед ней на колени, словно находясь на исповеди, заплакала, призналась в любви и попросила прощения. За что? Пусть это останется тайной двух сестер.

Испытание жизнью

Коренная даугавпилчанка Татьяна Финагеева после восьмилетки закончила Рижское полиграфическое училище и некоторое время работала в своем родном городе по специальности. Но, поняв, что это не ее призвание, подалась в торговлю. Лариса вспоминает нелегкое детство, когда они — три сестры, в том числе Таня, рано похоронив отца и не приняв в дом чужого мужчину, подчинялись старшей — Ларисе, ставшей для них опекуншей и наставницей.

После замужества у Тани в 1988 году родилась девочка, но едва ребенку исполнилось два годика, как случилась трагедия: ее насмерть сбил машиной работник ГАИ. В 1990 году появилась на свет Оксана и снова беда, у девочки оказались ярко выраженные физические недостатки. Полтора года Лариса с мужем бились за здоровье Оксанки, пока она не стала полноценным ребенком. По сути дела Лариса стала для ребенка второй матерью. Тем временем жизнь у Татьяны никак не складывалась: разрыв с мужем, неприятности на работе (недостача), стоившие ей квартиры, безработица и безденежье, отчаяние и, наконец, принятое в долгих сомнениях решение ехать за границу и искать там свое счастье. Но, судя по последним откровениям Татьяны, можно сделать вывод, что деньги, регулярно присылаемые дочери, Ларисе и другим родственникам, счастья ей не прибавили, хотя она и поговаривала, что собирается открыть свое дело.

Последний звонок

25 июня около 20.00 Татьяна позвонила из Германии по телефону и пообщалась со своим сожителем и дочерью, которые в разговоре не почувствовали ничего, что бы могло предвещать беду, за исключением голосов какой-то компании. Как выяснилось наутро следующего дня из звонка знакомых Татьяны, находящихся с ней в Германии, 25 мая в 22.30 женщина была мертва и что ее, якобы сначала отравили, а затем задушили. При этом не лучшими словами охарактеризовали хозяина Татьяны — человека властного и жестокого, с которым она не раз вступала в конфликт. По случайному совпадению 26 июня в гости к матери по ее приглашению на автобусе отправились Оксана и ее двоюродная сестра, их срочно пришлось догонять и снимать в Каунасе с рейса.

Позже из МИДа пришло официальное сообщение о смерти Татьяны Финагеевой, наступившей в результате насильственных действий, и что прокуратура Цвикау расследует это преступление. Сейчас немецкие криминалисты приглашают Ларису в Германию для собеседования, однако поехать туда женщина не может по многим причинам, в первую очередь по финансовым.

Мир не без добрых людей

Как выяснилось, медстраховка, оформленная Татьяной, ничего кроме лечения зубов, не гарантировала. Упомянутая фирма, взявшаяся за доставку тела, запросила ни много ни мало — 1000 латов, требуются также деньги на похороны. Управделами гордумы Хелена Солдатанок, к которой сразу же обратилась Лариса, не только распорядилась выделить 300 латов, но и помогла решить целый ряд других вопросов, без выяснения которых Лариса была бы как без рук. Кроме того, 300 латов выделила фирма “Магистр”, 250 латов дал  Рихард Эйгим, 200 латов — знакомые Татьяны и 50 — фирма “Кора”. Обещал подсобить автопарк.

Но собрать деньги было еще полбеды, настоящим испытанием для Л. Ильиной стало оформление документов, которые аккуратные немцы без конца требовали. Например, им была нужна бумага, гарантирующая, что Татьяна будет погребена на православном кладбище. И так далее в том же духе. Иностранцам невозможно было объяснить привычную для нас ситуацию, когда законные муж и жена не разведены, но живут отдельно друг от друга долгое время, как это наблюдалось у Татьяны. Если бы не все эти бюрократические препоны и бумажная волокита тело Татьяны можно было бы забрать 30 июня.

Большую помощь Ларисе оказало немецкое посольство а Риге, в том числе его сотрудница, проникшаяся сочувствием к чужому горю, латышка г-жа Силе, выполнявшая столь необходимую роль помощника и консультанта. Но особую “благодарность” Лариса Ильина выражает своему двоюродному брату, которому не раз помогала в его молодости, а ныне очень известному в Даугавпилсе и весьма обеспеченному бизнесмену, который вместо помощи принялся учить родственников уму-разуму.

Надо быть осторожнее

По словам Хелены Солдатенок, гордума никогда не оставляет людей в беде, однако это не решает общей проблемы, которая, в первую очередь залючается в собственной осторожности каждого человека и его предусмотрительности: “Нельзя говорить плохо о умерших, но упомянутая женщина отнеслась к своей жизни очень несерьезно. Пусть этот трагический случай послужит примером для тех, кто на скорую руку также собирается ехать за рубеж. Надо учиться если не на своих, то хотя бы на чужих ошибках”.

Есть еще одна проблема — более глобальная. Это, по мнению г-жи Солдатенок, отсутствие государственных соглашений между Латвией и теми странами, куда убывают наши соотечественники на заработки, которые гарантировали бы материальную помощь и поддержку государства в ситуациях, подобных выше описанной.

09.07.2004 , 15:31

"Латгалес Лайкс"


Написать комментарий