«Наперсточники» демократии

Комментарий Льва МАЛИНСКОГО, собкора Телеграфа в Израиле

Парламентская система Израиля, насколько я могу судить, удивительно похожа на латвийскую — однопалатный многопартийный парламент, выборы в который проводятся только по партийным спискам. Эта похожесть не случайна: образец для обеих демократий был один и тот же — довоенная Польша.



Главная проблема в израильской политической системе — как выбирать лидеров партий и формировать партийные списки? Недавно даже был предложен законопроект, обязывающий крупные партии, имеющие больше 15 депутатских мест, выбирать кандидатов на общепартийных праймериз. Но законопроект зарубили на корню. Дело в том, что правящая партия Ликуд несколько лет назад отказалась от всеобщих праймериз, передоверив формирование списков Центру партии, насчитывающему 3000 членов. Религиозные партии вообще не проводят выборы, список утверждает духовный лидер партии — раввин. В партиях “одного человека”, созданных вокруг некой харизматической личности, кандидаты в парламент обычно этой личностью и назначаются. Что тоже порой приводит к курьезам.
Тринадцать лет назад лидер правой антиклерикальной партии Рафаэль Эйтан рассчитывал всего на три мандата и поэтому на места дальше третьего (а список состоит из 120 человек) поставил абсолютно случайных людей — всяких знакомых и родственников. А партия неожиданно получила 8 мандатов. В результате в кнессет (а потом и на пост министра энергетики) попал мелкий строительный подрядчик Гонен Сегев. Сейчас он сидит в тюрьме за контрабанду наркотиков и махинации с кредитными карточками.
До сих пор идут жаркие споры, какая система отбора кандидатов лучше — выборы в Центре или общепартийные праймериз. Куда ни кинь — всюду клин.
Выборы в Центре Ликуда ознаменовались рядом скандалов — в Центре организуют различные “пулы”, группы, которые продают свои голоса оптом и в розницу. До сих пор ожидает суда депутат Блументаль, которая раздавала членам Центра взятки “борзыми щенками” — бесплатными номерами в роскошных отелях. А молодая девица с десятиклассным образованием попала в кнессет благодаря поддержке семьи (одновременно в кавычках и без кавычек) — одного из крупнейших кланов в подпольном игорном бизнесе Израиля.
Впрочем, в Аводе дело обстоит не лучше. Выборы нового лидера партии, назначенные на 28 июня, пришлось отложить. Дело в том, что обычно перед праймериз производится новый набор в партию, и все кандидаты стараются привести как можно больше своих сторонников.
Для приема в организацию достаточно подать заявление и приложить к нему чек на скромную сумму членских взносов. На этот раз к 70 тыс. уже зарегистрированных членов партии добавилось аж 120 тыс. “новобранцев”. Поскольку каждый из пяти кандидатов бдительно следит за остальной четверкой, тут же начались подозрения и доносы. И небезосновательные — в одной арабской деревне, например, все поголовно записались в Аводу, хотя на предыдущих выборах в кнессет ни одного голоса из деревни не было подано за эту партию. Когда стали проверять по адресам и телефонам заявления новых членов организации, оказалось, что около 40% из них даже не подозревают, что они куда-то вступили. А многие оказались одновременно членами двух партий, что запрещено законом.
В общем, и эта, вроде бы самая демократическая, система выборов на поверку оказалась легко поддающейся жульничеству.
Куда теперь бедной демократии податься?


Тель-Авив

27.06.2005 , 11:48

Телеграф


Написать комментарий