«Крупные страны» против союзных республик

На днях Леополдс Озолиньш, заместитель председателя комиссии сейма по иностранным делам, направил письмо Вайре Вике–Фрейберге с требованием провести тотальную эксгумацию национальной истории и выяснить доподлинно, кто нас обидел и когда.

Желая помочь коллеге Озолиньшу в установлении истины, расскажу, как нашу Латвию ровно 60 лет назад лишили права международного представительства.

В советское время, как мы помним, в Организации Объединенных Наций работали представители Украинской и Белорусской ССР. Это вызывало некое недоумение: отчего, например, не Казахстана и Эстонии? Особенно разительно выглядело это дело на фоне экзотических африканских государств, которые по уровню политической культуры (их руководители порой грешили людоедством!) явно недотягивали до той же советской Средней Азии.

Ответ можно найти в опубликованной после войны “личной и секретной” переписке… Сталина и Рузвельта лета 1944 года. “Упоминание… о том, что советское правительство могло бы пожелать поставить на рассмотрение вопрос о членстве для каждой из 16 союзных республик в новой международной организации, меня весьма беспокоит, — писал президент. — Весь проект, поскольку это, конечно, касается Соединенных Штатов, да и, несомненно, других крупных стран, определенно оказался бы в опасности”.

Маршал Сталин отвечал: “После известных конституционных преобразований в нашей стране в начале этого года правительства союзных республик весьма настороженно относятся к тому, как отнесутся дружественные государства к принятому в советской Конституции расширению их прав в области международных отношений. Вам, конечно, известно, что, например, Украина и Белоруссия, входящие в Советский Союз, по количеству и по их политическому значению превосходят некоторые государства, в отношении которых мы все согласны, что они должны быть отнесены к числу инициаторов создания международной организации”.

Стоп, а что за преобразования, о которых писал Рузвельту Иосиф Виссарионович? Речь идет о придании народным комиссариатам обороны и иностранных дел статуса СОЮЗНО–РЕСПУБЛИКАНСКИХ, то есть придание республикам права иметь собственные территориальные воинские формирования и заключать договоры с зарубежными странами. Статья 74–я Конституции ЛССР утверждала право даже открывать за рубежом дипломатические представительства — “прямо или посредством представительств СССР”. Наркомат иностранных дел ЛССР был создан 6 декабря 1944 года, а 24 марта 1946 преобразован в МИД ЛССР.

Увы, на такое расширение суверенитета не согласился именно Запад — Америка и Англия не желали признать расширенную государственность той же Латвийской ССР, пока она оставалась “под крышей” СССР.

Забавно, но подобная ситуация почти симметрично образуется спустя 60 лет. Вступая в Европейский союз, Латвия должна была бы “автоматом” получить право президентства и свой пост еврокомиссара. Но эти вопросы все еще подвешены в воздухе. Кстати, по последнему опросу аналитического интернет–портала politika.lv, только 48% респондентов уверены, что Сандра Калниете действительно сможет быть полноценным комиссаром. Похоже, нас ждет очередное издание “доктрины ограниченного суверенитета”, в которой только тому и радоваться, что у какого–нибудь евроздания опять поднят “латвийский” флаг с перепутанными цветом и пропорциями.

14.07.2004 , 16:58

"Вести сегодня"


Написать комментарий