Роман Райниса с российской глубинкой

"Телеграф" нашел потомков поэта в Кировской области

Музеи Райниса в мире — большая редкость. Кроме Латвии такие существуют только в двух местах — в российском Слободском и швейцарском Лугано, где поэт прожил в ссылке 14 лет.
— Увы, если раньше связи между музеями были тесными, то теперь это, скорее, телефонное знакомство, — посетовала директор рижского музея Райниса Гайта Ябловская. — Однако осенью прошлого года удалось-таки съездить в Слободской.
В России рижские специалисты занимались расшифровкой фотографий из фондов музея Слободского. Теперь мечтают отправиться туда вновь. А еще лучше — пригласить россиян в Ригу с выставкой. Что показывать? Да хотя бы коллекцию старинных самоваров. Один из них вполне мог бы принадлежать Райнису (сохранился снимок, на котором поэт чаевничает в Слободском, используя такой пузатый самоварчик).


 


Огонь и ночь Слободского
Слободской — город купеческий. Здесь торговали и гуляли по-крупному, но от былой славы остались только широкие улицы, лабазы и кирпичные развалины монастыря Рождества Христова.
Когда в Слободской прибыл Райнис, здесь находилось больше 30 опальных (всего в Вятской губернии поселилось около 300 лиц, не угодных империи). Отличное соседство! Ссыльные устраивали сходки, имели свою библиотеку. Райнис участвовал в крестинах и свадьбах товарищей и довольно свободно переписывался с друзьями в России и Латвии.
Сегодня музей Райниса находится в доме, где поэт прожил три года. Историческое здание не сохранилось. Его по образцу прежних времен заново отстроили в конце восьмидесятых годов. Вышло неплохо, констатировал Телеграф, когда зашел в гости. Жить в таком домике приятно. Если иметь в виду чистый воздух и красивую природу… Можно и стихи писать.
Любовь, которую музейные сотрудники Слободского испытывают к Райнису, граничит с мучительной ревностью. Вы считали поэта гордостью Латвии? Нет уж! Он принадлежит России. Именно в Слободском, по версии местных ученых, полностью раскрылся его талант. Поэт сочинил сорок стихотворений, которые вошли в сборник “Далекие отзвуки синего вечера”. На берегу же Вятки Райнис задумал написать знаменитые “Аве сол!” и “Огонь и ночь”.
Через три года поэт вернулся из ссылки на родину. И хотя в письме другу он сообщил, что провел в Слободском “немало хороших мгновений, из которых многие могут считаться лучшими в жизни”, больше Райниса тут не видели. Городку в глубинке России остались воспоминания и стихи, которыми он и живет по сей день.


Все на автовокзал!
— Ну и где памятный камень?
Но ехидство оказалось напрасным. Гранитный памятник нашелся в нескольких метрах от деревянного дома-музея Райниса. Он стоял на маленькой площади за заборчиком. Забор давно не красили, а сам камень до половины зарос чертополохом.
— Читай! — приказали мне спутники.
На камне было несколько надписей. Цитирую самую поразительную: “Провозвестникам революции Райнису и Аспазии. От благодарных потомков”.
На самом деле потомков у Райниса с Аспазией, насколько известно, в Слободском не осталось. Поэтому надпись, датированная 1988 годом, несколько смущает. Но местные жители растолковали, что имеется в виду идейное родство россиян с поэтами-революционерами из Латвии. В этом смысле назвать себя потомками Райниса могут многие жители Слободского. Город живет прошлым: здесь сохранилась стела борцам за свободу, а на главной площади возвышается большой и чистый Ильич. Рука вождя протянута в сторону автовокзала.


Поэт ко двору
Возвращаясь к автобусу, мы снова прошли мимо музея Райниса. У забора стояли двое. Мужчина протирал очки, а женщина изучала афишу.
— Неужели в музей?
— Ну да! — ответила женщина и даже как будто оскорбилась.
Разговорились. Собеседники оказались местными. В музей Райниса ходят регулярно, с друзьями, потому что тут бывают хорошие вечера и выставки. Кроме того, женщине нравятся стихи.
— Как это? — щелкает пальцами. — “С весной иду я на чужбину, усмешки ваши мне жалят спину…”
— Вот это да! У нас в Латвии редко кто может процитировать Райниса с ходу.
Дама лукаво улыбнулась.
— Это потому, что в России ваших поэтов любят больше. Судя по событиям в Латвии, Райнис на родине сейчас не ко двору.
Неужели правда?


Слободской,
Кировская область — Рига

03.08.2005 , 11:11

Телеграф


Написать комментарий