Пестицидный подарок для Олайне

В городе за год планируют сжечь 1600 тонн опасных отходов

Дышите глубже, жители Олайне! Воздух вашего города относительно чист, потому что запуск завода по сжиганию опасных отходов вновь перенесен. Мощная печь, в которой планируется уничтожать до 300 килограммов пестицидов в час, начнет работу только в конце года.



Печь преткновения
У печи по уничтожению опасных отходов в Олайне дурная судьба. Не успело Министерство среды заикнуться о необходимости объекта, общество встало на дыбы. Особенно протестовали жители городка: “Мало нам других заводов, которые отравляют жизнь?”
Позиция обитателей Олайне очень понятна. Но что их слабые голоса по сравнению с катком государственной воли! Завод начали строить. Контракт на сооружение и обслуживание объекта получила фирма BAO. В деловых кругах предприятию откровенно завидовали — как известно, на мусоре в мире делаются серьезные деньги. Кто же мог знать, что будущее печи отнюдь не блестяще?


Протесты не помогли
Первоначально запустить печь планировали в середине 2003 года. Но торжественное сжигание первой партии пестицидов не состоялось до сих пор. Во-первых, возникли технические сложности. Во-вторых, общество продолжало бурлить, вовлекая в ряды протестантов даже политиков.
Против проекта уничтожения опасных отходов в Олайне выступила партия социал-демократов под руководством г-на Балдзенса, подавшая жалобу в Конституционный суд. Доказать ничего не удалось: суд постановил, что строительство комплекса вполне законно. Работы в Олайне продолжились.
В середине 2004-го фирма BAO преодолела очередные технические проблемы с сооружением печи. Ожидалось, что завод вот-вот начнет работу. Но — тишина. Наконец Телеграф решил проявить инициативу и узнать новости о судьбе спорного предприятия.
— Срок открытия объекта вновь перенесен, — сообщил представитель фирмы BAO Янис Вилгертс. — Улаживаем технические и бумажные сложности. Не вижу смысла торопиться, ведь ситуация не критическая. Но осенью завод обязательно будет запущен.




Цифра


<FONT color=#000066 size=4>300 килограммов опасных отходов в час станет сжигать печь в Олайне. Содержание хлора в мусоре не должно превышать 10%, а серы — 2,5%, в противном случае мощность топки упадет.


 


Козырная карта бита
Особо настораживают рассказы о “технических сложностях” нового завода. Но столь деликатных подробностей журналисту, разумеется, в фирме BAO никто не сообщил. Поэтому Телеграф обратился к непосредственному координатору проекта — в Государственное агентство по управлению опасными отходами.
— Вопрос печи по сжиганию отходов в Олайне слишком политизирован, — сразу заявил заместитель директора агентства Марис Бремш. — В Латвии каждые два года проходят выборы. Политики нуждаются в больных темах, на которых могут заработать популярность. Завод в Олайне уже использовался в качестве такой козырной карты. Конституционный суд рассмотрел жалобу партии Балдзенса и признал, что проект продвигается в полном соответствии с законом. Разбирательство просто затормозило строительство.
Судя по информации г-на Бремша, от запуска печи Олайне теперь никак не отвертеться. Недавно Министерство среды провело тестовый запуск установки. Результаты показали, что выбросы соответствуют нормам, и теперь завод в любой момент может легально начать работу.
— Думаю, это произойдет уже в конце года, — добавил Бремш.




Куда уйдет поезд с отравой?


У Телеграфа возник вопрос: что государство собирается делать со старыми пестицидами, которые содержат куда больше хлора, чем это предусмотрено нормативами на сжигание?
— Мы ищем возможность вывезти отходы за рубеж, — признался Марис Бремш. — Там их либо захоронят, либо сожгут в более мощных печах.
Направление, в котором уйдут поезда с латвийскими химикатами, еще не определилось. Для этого предстоит провести конкурс среди заграничных предприятий.


 


Работы хватит на год
Утешает одно: в Олайне планируют сжигать исключительно отечественные отходы. Ввозить опасный мусор из-за рубежа запрещено законодательством, да и ни к чему это. Работы для печи хватит и на местном материале.
— Мы стараемся быть последовательными, поэтому сразу после запуска печи начнется проект по уничтожению пестицидов. Государство выделило деньги на сбор этих опасных веществ с территории бывших колхозов. Специалисты обследовали более 600 складов и захоронений и вывезли 1600 тонн химикатов. Сейчас эти вещества хранятся на едином складе под Добеле и ждут очереди на уничтожение.
Обслуживая один только проект по сжиганию пестицидов, печь в Олайне будет задействована на полную мощность в течение года. Финансирование программы предусмотрено из государственного бюджета. В дальнейшем завод планирует принимать заказы от предприятий. Заказчикам придется оплачивать уничтожение опасных отходов самим.
— Будет ли печь в Олайне зарабатывать деньги? Это зависит от фирмы, которая станет обслуживать завод в будущем, — говорит Марис Бремш. — Пока предприятие BAO было вынуждено разорвать контракт с Министерством охраны среды, потому что инфляция съела всю прибыль от проекта. Сейчас фирма только охраняет объект. Новый хозяин завода определится после конкурса.

05.08.2005 , 12:11

Телеграф


Написать комментарий