Со счетом или на счете

Комиссия начнет выяснять ущерб от советской оккупации

Недавно созданная комиссия по подсчету убытков советской оккупации под предводительством Эдмунда Станкевича вчера приступила к работе. Участники комиссии узнали, так сказать, друг друга в лицо и договорились о “промежуточном финише” предприятия. За три месяца они постараются уточнить количество жертв коммунистического режима.



Отряд не заметил потери бойца
На довольно странный вопрос “Кто из вас Юрис Цыганов?” выходившие из зала заседаний члены комиссии реагировали еще более странно: 100% респондентов ответили “не знаю”. Вот это да! За час с лишним, выходит, познакомиться не успели? Оказалось, разыскиваемый специалист вовсе не явился на собрание. Тем временем телевизионщики поймали председателя комиссии Эдмунда Станкевича, и тот, быстро преодолев смущение перед камерами, рассказал, что первоочередной задачей его подопечных будет уточнение реального числа жертв коммунистов. В этом благородном деле наверняка помогут братья-прибалты, у которых уже есть опыт подсчета убытков от советской власти. И, конечно, придется поднимать и местные, и российские архивы.
Из-за последних-то может выйти заминка, поскольку доступ к ним пока затруднен. В Россию в свое время были вывезены документы латвийского Министерства обороны и Минфина. Удивляют сроки, определенные правительством для получения хотя бы предварительных результатов, — всего три месяца.
Интересно, как за такое короткое время собирается управиться комиссия, в которой привычных к изучению архивов историков — раз-два и обчелся. И то самого, пожалуй, компетентного на собрании не было.


А никто и не приглашал
А почему, кстати? Ответ на этот вопрос оказался до смешного простым. “А меня никто не пригласил, — сказал Телеграфу заместитель директора Военного музея Юрис Цыганов. — О заседании я узнал сегодня из прессы”. Он согласился с высказыванием своего коллеги по историческому цеху Айвара Странги, что на данный момент вытребовать компенсацию от России нереально — в лучшем случае получим обещанные Путиным от мертвого осла уши. Поэтому комиссию он воспринимает скорее как исследовательскую организацию, а не инструмент для подготовки счета.


Работать по-стахановски
Но если подходить к работе серьезно, то в ней должны все-таки участвовать эксперты, разбирающиеся в специфике вопроса — то есть те же историки, экономисты, изучавшие финансовую сторону вопроса. Пока же складывается впечатление, что комиссия состоит преимущественно из случайных людей. Так, на вопрос, какую пользу может принести общему делу работник Минздрава, Станкевич ответил в духе “всем найдем занятие”. В общем, картинка складывается непонятная, и Цыганов тоже не представляет, по какому принципу будет строиться работа, а тем более — как успеть за три месяца сделать то, на что нужно как минимум несколько лет.

12.08.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий