«ВеЧный мир»

Мирному договору между Россией и Латвией – 85

Визитная карточка нынешней внешней политики Латвии – бесконечные ссылки на советско-латвийский мирный договор 1920 года. В свою очередь МИД Российской Федерации утверждает, что договор утратил силу с момента вступления Латвии в СССР летом 1940 года и попытки его искусственной реанимации латвийской стороной, особенно в части выдвижения территориальных претензий к России (Пыталово, Абрене) чреваты дальнейшим ухудшением отношений обеих стран.

Сергей КУЗНЕЦОВ
«Войнушка» закончилась

К лету 1919 года, в результате наступления объединенных антибольшевистских сил, Красная Армия отступила в Латгалию. Она осталась единственной территорией Латвии, которую еще контролировали Советы. Немецких баронов этот регион не интересовал(у них там не было имений), премьера Карлиса Улманиса – еще меньше («слишком много русских и евреев»). И, наверное, так бы и осталась Латгалия частью Витебского края РСФСР, если бы не настойчивость латгальских депутатов Народного совета (временный парламент ЛР в 1918 – 1920 гг. – С.К.) во главе с Валерией Сейле. Эта воинственно настроенная дама сумела-таки убедить колебавшихся рижских политиков, что Латгалия – неотъемлемая часть Латвии и что большевиков следует изгнать оттуда только силой. Поэтому, хотя осенью 19-го начались советско-латвийские переговоры о статусе Латгалии (Москва настаивала на превращении края в демилитаризованную зону), Рига предпочла военное решение проблемы, вступив в союз с Польшей.
Превозносимая ныне операция «Зима», в ходе которой латвийская и польская армии в январе 1920 года освободили от большевиков Двинск и Латгалию, ни в коей мере не может считаться образцом стратегического искусства. В сущности, дело свелось к простому вытеснению слабой советской 15-ой армии, многократно уступавшей противнику по численности, из Латгалии. Для большевиков латгальский фронт был одним из самых второстепенных: судьба их режима в гражданской войне решалась на юге России, в борьбе с Деникиным. Не удивительно поэтому, что в ходе короткой «войны» с Советами (всего-то четыре недели!) Латгалия была очищена от красных войск к началу февраля 1920 года. Только пленными они потеряли до 4-х тысяч человек. Местами латышские и польские войска вторглись на территорию Псковщины и Витебской губернии. Их временная оккупация рассматривалась как условие для того, чтобы выторговать наилучшие позиции в ходе мирных переговоров.
1 февраля было подписано тайное (чтобы Антанта не обиделась на Латвию) перемирие с Советской Россией. Хотя бои местного значения на фронте продолжались, в апреле начались переговоры о мире. Они протекали трудно ввиду желания Риги заполучить Пыталово – важный железнодорожный узел. Тем не менее, 11 августа 1920 года мирный договор был подписан в рижском доме Черноголовых.
Мир на 20 лет
Со всех точек зрения он был выгоден исключительно Латвии. Москва пошла на беспрецедентные уступки. Нужно помнить об атмосфере тех дней: Красная Армия триумфально шла на Варшаву, в Кремле надеялись на скорую победу мировой революции. Поэтому советская верхушка рассматривала этот мир как временный, особенно ни к чему не обязывающий. Мол, недолго осталось благоденствовать этим латышским буржуям. Мы еще вернемся в Ригу. Категорически против мира с «белой» Латвией выступал только вождь латышских коммунистов Петерис Стучка.
Итак, об уступках. Советская Россия первой из стран мира признавала ЛР независимым государством. Во-вторых, она брала на себя все долговые обязательства Латвии как части бывшей Российской империи, перед иностранными государствами (как и Россия во время распада СССР в 1991 году). Далее – Латвия получала 4 миллиона золотых рублей в виде компенсации за эвакуированное во время Первой Мировой войны в Россию имущество. Кстати, более покладистые Эстония и Литва, которые подсуетились и подписали мирные договоры раньше Латвии, получили от Кремля по 15 и 10 миллионов соответственно – совсем как в наши дни, когда соседи Латвии ведут себя более прагматично по отношению к России.
Наиболее существенной частью договора стала уступка Латвии Россией Пиедруйской волости Витебской губернии и особенно Пыталовского края Островского уезда Псковской губернии. В первой не было ни одного латыша, только белорусы – католики. В пыталовских волостях жили почти сплошь русские крестьяне. В общей сложности территория Латвии увеличивалась на 1,5 тыс. кв. км, или на два процента.

Вместо эпилога

Красная Армия была разбита под Варшавой и мировая революция не состоялась. Великобритания и Франция рассматривали Латвию как часть «санитарного кордона» против большевиков. Поэтому Кремлю пришлось соблюдать явно невыгодный для себя мир. Вплоть до июня 1940 г. Совершенно очевидно, что РФ, в ведение которой Пыталово было возвращено в 1944-45 гг. (поводы – более 90 процентов жителей составляли русские; край не так сильно пострадал от войны, как Псковская область), не намерена даже вступать в дискуссию о судьбе спорной территории. Поэтому Риге следует осознать, что вопрос закрыт. А потом, даже если случится такое чудо и Абрене когда-нибудь вернется в лоно матери-Латвии – мы же разоримся, вкладывая гигантские деньги в тамошнюю инфраструктуру. Тут и на Латгалию не наскрести… Последнее. В 1920 году ни Советская Россия, ни Латвийская Республика не были признаны мировым сообществом de-jure, существуя лишь de facto, являясь, как сейчас говорят о подобных государствах, самопровозглашенными. Следовательно, мир 1920 года сложно считать легитимным с точки зрения международного права.

16.08.2005 , 11:41

"Миллион"


Написать комментарий