«Скоро некому будет работать»

Весной этого года торговая сеть Mego один за другим закрыла оба своих гиперуниверсама на Ульманя гатве и ул. Краста и объявила о смене концепции. Как работает новая концепция? Может ли латвийская сеть выжить на рынке, не имея в акционерах западный капитал? Об этом ДВ поговорили с генеральным директором сети Mego Татьяной Матвеевой.

— Наши магазины на улице Краста и юрмальской трассе не оправдали ожиданий. При этом мы практически сразу открыли два магазина в провинции — в Слоке и Краславе. Наверное, отсюда и пошли разговоры, что Mego сосредотачивается на провинции. Это не совсем так, но мы действительно сменили концепцию: основную ставку теперь будем делать на магазины среднего формата — до 800 квадратных метров. Я считаю, что наше преимущество в том, что мы продаем в основном местный товар, тогда как VP Market большую часть продуктов везет из Литвы, Rimi — из Скандинавии. Именно поэтому у нас, в отличие от других сетей, нет и своего центра логистики.

— Простите, но какое же это преимущество? У нас местный товар чаще всего дороже импортного, а цена ныне — главный фактор конкуренции.

— Цены зависят от сезона. Но в целом на латвийский товар они зачастую выше, потому что его производство обходится дороже. Влияет еще и тот факт, что многие поставщики не могут производить свои продукты в промышленных объемах, необходимых для крупных сетей и, соответственно, не могут поставить на них требуемую сетью цену или дать скидку.

— Какой же выход у местных сетей? Искать иностранного инвестора?

— Мы пока обходимся без него, хотя предложения получаем. Конкуренция на рынке сегодня очень острая, причем не только в столице — везде. Поэтому сейчас маленькие сети объединяются в кооперативы с единой политикой, в первую очередь для того, чтобы получить возможность закупаться по более низким ценам. Другого выхода сегодня нет, выжить самостоятельно на рынке невозможно. Это большая сеть может поставить на какой-то товар нулевую наценку, маленький магазин такую роскошь позволить себе не может.

— То есть если сегодня человек хочет открыть свой магазинчик, ему практически не на что рассчитывать?

— Фактически, да. Шанс есть у магазинчиков, которые открываются при каких-либо производствах — пекарнях, коптильных цехах, когда их владельцам не надо платить за аренду помещений, а еще лучше, когда и само предприятие, и магазинчик — семейный бизнес. Например, при пекарне открыт маленький магазинчик, где можно купить теплый, только что испеченный здесь же хлеб. В Англии, Германии таких магазинчиков очень много. И пусть там цены выше, чем в больших магазинах, но люди идут туда за качеством: свежим, оригинальным, вкусным хлебом или только что приготовленной домашней колбасой.

— Часто звучат обвинения, что резкий скачок цен на продукты — это во многом вина торговцев, которые перед вступлением в ЕС подняли цены, воспользовавшись алармистскими настроениями людей. Поэтому бытует мнение, что если даже снизить НДС на продукты питания с 18 процентов до 5, то потребители ничего не выиграют, торговцы всю разницу заберут себе.

— Это неправда. Цены возросли из-за повышения цен на энергоносители и из-за роста цен производителей. Сейчас основной инструмент конкуренции — это именно цены. А конкуренция в нашей отрасли острейшая. И торговцы, если будет снижен НДС на продовольствие, тоже снизят цены — это необходимо в первую очередь им самим.

— Так поэтому сейчас многие новые сети входят на наш рынок так называемыми дискаунтерами?..

— По статистике, в Латвии сегодня самая низкая зарплата в Евросоюзе. Видимо, изучив рынок, зарубежные сети приходят к выводу, что в данной ситуации к нам надо идти с магазинами низких цен. Опять-таки, открытие таких магазинов — это хороший способ сориентироваться в обстановке. Но я считаю, что у дискаунтеров нет будущего, все больше людей будут отдавать предпочтение супермаркетам, где можно купить более качественный товар и получить более качественное обслуживание.

— При нынешней конкуренции на рынке еще есть место для новых крупных игроков?

— Я думаю, что в скором времени наш рынок будет поделен между несколькими крупными сетями. Конкуренция обостряется, и приход новых игроков — европейских сетей — только усилит борьбу на рынке. Маленьким сетям будет очень непросто удержаться на плаву. Хотя не думаю, что наш рынок пойдет по финскому сценарию, где 60 процентов рынка поделено между двумя крупнейшими сетями — у нас, скорее всего, ведущих сетей будет больше.

Но самая большая проблема сегодня — это повышение цен производителей и недостаток рабочей силы. Я считаю, что повышения минимальной заработной платы на 10 латов недостаточно. И минимальную зарплату, и необлагаемый налогами минимум надо повышать быстрее, иначе мы скоро останемся совсем без рабочих рук. Люди, особенно из провинции, уезжают на заработки за границу буквально автобусами. И их можно понять, они там за месяц могут заработать столько, сколько здесь за год. Но если так пойдет и дальше, то через несколько лет в Латвии просто некому будет работать!

30.08.2005 , 15:20

"Деловые вести"


Темы: ,
Написать комментарий