Михаил Губин: Уход старой дамы 1

фото: mixnews.lv
фото: mixnews.lv

Намедни умерла Маргарeт Тэтчер. Наверняка этому обрадовались в Аргентине.

Некоторые радовались и в самой Англии. А вот в Латвии, конечно, опечалились. По крайней мере, на официальном уровне. Без сомнения, бывший британский премьер-министр весьма знаковая фигура для латышских политиков. И во многом благодаря ей правящие латвийские политики именно такие, какие есть.

И это при том, что, как известно, госпожа Тэтчер не боролась за независимость республик Советской Прибалтики. И ее политический наследник Джон Мейджор тоже. Наоборот, госпоже Тэтчер было важнее, чтобы никто не мешал Горбачеву проводить политику гласности и перестройки. «С ним можно иметь дело!» - считала Маргарет, а вот прибалтийские окраины только осложняли Михаилу Сергеевичу жизнь.

«У Тэтчер было определенное женское чувство к Горбачеву. Назовем это симпатией. Она преображалась, когда он появлялся» - вспоминал бывший посол СССР в Великобритании Леонид Замятин. Горбачев, конечно, любил только Раису Максимовну, но именно перед Маргарет он в декабре 1984 года дебютировал со своими идеями о «новом мышлении для нашей страны и всего мира». Очевидно, он ей доверял, надеялся на что-то. Что из этого вышло, хорошо известно.

Собственно, так же Горбачев надеялся и на республики Советской Прибалтики - как на лабораторию перестройки. И с тем же результатом.

Сейчас появляется, и будет появляться, все больше воспоминаний о Тэтчер. Появился даже давно забытый советский политический обозреватель Мэлор Стуруа, и вспомнил, что именно он в 1976 году в газете «Известия» назвал Тэтчер «железной леди». Хотя до этого считали, что впервые «железной дамой» её назвали в 1979 году в газете «Красная звезда».

Как бы там ни было, именно Тэтчер создала тот образ женщины-политика, который так востребован в Латвии. У нас множество собственных железных леди. И первая, конечно, - Вайра Вике-Фрейберга. Единственная, которую так назвали в западной прессе. Именно так писал о ней французский журналист Мишель Фор в газете L`Express, назвав Вайру Вике-Фрейбергу солдатом холодной войны — в каске рыжих волос и со стальным взглядом. Способной сместить с пьедестала Марграрет Тэтчер. Так же её в 2005 году назвала американская газета The International Herald Tribune. Статья о Вайре вышла под заголовком «Балтийская железная леди бросает вызов Кремлю». «68-летняя Вике-Фрейберга с ее копной тщательно уложенных золотисто-каштановых волос и инстинктивным проамериканизмом странно походит на бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер», — писала газета.

Хотя сама Вайра, как утверждает её биограф Аусма Цимдиня, не любит, когда ее сравнивают с бывшим английским премьером. И саму г-жу Тэтчер не любит. Потому как в свое время Маргарет Тэтчер здорово урезала зарплаты университетских преподавателей.

Но и помимо Вайры, у нас в политике было и есть множество железных леди - Инесе Вайдере, Хелена Демакова, Сандра Калниете, и, конечно, же Сармите Элерте. Для них характерен напористый стиль поведения, резкие безапелляционные высказывания, твердость и упертость в политических вопросах. Все они — сторонницы жесткой линии, сокращения социальных расходов, непримиримости к политическим противникам.

Что и говорить, баронесса Тэтчер сделала немало для дегуманизации образа женщины-политика. И наши «дзелзкундзес» — её верные ученицы. Хотя может, быть, прямо этого не признают.

Однако непосредственным наследником Маргарет в латвийской политике все же, на мой взгляд, следует признать не женщин. А мужчин. Точнее одного — нынешнего премьер-министра Валдиса Домбровскиса. Он воплощает в жизнь то, что раньше называли «тэтчеризмом». У нас это именуется консолидацией.

Тэтчер прославилась не только тем, что развязала войну, уморила голодом члена парламента Бобби Сэндса и использовала Горбачева. Но и тем, что начала урезать пособия, сокращать социальный бюджет и государственные расходы. И даже ликвидировать целые отрасли промышленности. «Железная леди» известна своими фразами «Чтобы жить лучше, надо сначала жить хуже» и «Референдумы — инструмент диктаторов и демагогов».

Нынешнее наше правительство как раз этими заветами и руководствуется, такое впечатление.

Кажется, что дух бабушки Маргарет вовсю витает и в кулуарах Сейма, и в коридорах партийной и правительственной власти. Но справедливости ради надо сказать, что все-таки у госпожи Тэтчер прогрессирующее слабоумие диагностировали только, когда она давно ушла из политики.


Написать комментарий

Проведена аналогия слабоумия Тетчер и Домбровского.Смело однако!