Как усидеть между двух стульев?

«Центр согласия» хочет объединить людей независимо от национальности. Возможно ли это в нашем двухобщинном государстве? - об этом в беседе с «Часом» размышляет доктор философии Анита Якобсоне.


Анита Якобсоне: «Центр согласия» объединит людей»


Хватит делиться!


- Я не считаю, что у нас двухобщинное государство, но мы очень близки к нему. И вместо дискуссии о латвийской политике в целом мы видим топтание на этнической теме. Уже и партии по этническому признаку поделились!

«Центр согласия» формируется на иных принципах – не продолжения разделения, а поиска согласия.

Ведь у нас до сих пор нет центристской партии, способной сблизить русских и латышских политиков, людей разных национальностей, разных слоев общества.

В нынешних условиях создать такую партию непросто. Нужен не только внутрипартийный диалог, но и решение многих щепетильных вопросов. И, конечно, сложный диалог с обществом, которое должно понять, что не боевые призывы и этнические лозунги решат общественные и политические проблемы.

- А общество готово к такому диалогу? Ведь он возможен в нормальном гражданском обществе. Наше же общество наэлектризовано.

- Наше гражданское общество еще весьма слабо. Русские и татары, евреи и украинцы, литовцы и белорусы долгие годы были пассивны. Только сейчас они активизировались.

С другой стороны, наши депутаты далеки от профессионализма. Пока в политике успешен тот, кто ловко манипулирует национальной темой. И если это помогает ему усидеть в парламентском кресле, значит, он пока нужен обществу. Надо показать людям бессмысленность политиканства, предъявить подлинные ценности.

Этнические вопросы и политические спекуляции вокруг них подчас становились причинами кровавых войн. Европа это проходила, и там прислушиваются к потребностям нацменьшинств. Нужен настоящий диалог! Его нельзя симулировать, как симулировали по поводу образовательной реформы. Если не хочешь слушать людей, они найдут способ высказать свое мнение.

Вокруг Долгополова


- Сергей Долгополов показал себя мастером диалога, мастером компромиссов. Но у нас оппозицию просто игнорируют, а в позиции «Центр согласия» вряд ли окажется.

- Если политическая партия не ставит цели быть у власти, ей не место в политике. Согласна, в наших условиях партия в оппозиции не может проявить себя, не то что в странах нормальной демократии – там оппозиция как щука в реке, чтоб карась не дремал. Но центристская позиция заставит правящих считаться и с нами.

Сгруппировались мы вокруг команды Долгополова не случайно. Он уже давно заметная фигура в латвийской политике. Его усилиями, способностью к компромиссу была создана работоспособная коалиция в прошлой Рижской думе. Четыре года работы вице-мэром сделали Долгополова профессиональным политиком государственного масштаба.

А о каком профессионализме многих наших деятелей можно говорить, если средний «возраст» всех наших правительств – 9- 10 месяцев, за годы независимости на министерских постах побывало около 250 человек! И какой смысл в долгосрочных государственных программах, если каждое правительство меняет приоритеты?

- На кого рассчитываете, кого приглашаете в ряды своей партии?

- Открытое политическое объединение дает возможность собрать лидеров многих партий, преследующих одни и те же цели. Это нормально – маленькие партии сплачиваются в большие, сильные партии. Еще недавно в Латвии было более 70 банков. Сейчас их втрое меньше.

В партиях-карликах есть популярные люди. И важно не растерять их, дать возможность проявить себя в сильной команде.

Мне жаль, что в Латвии не состоялась социал-демократия. Какие же это социал-демократы, свалившиеся в националистическую нишу? Получается, что при обилии называющих себя социал-демократами эта ниша свободна.

Учитывая, что политические платформы многих партий, с одной стороны, весьма расплывчаты, а с другой – очень похожи, продвижение к общему знаменателю – вопрос повседневной политической работы.

Кто с вами?


- Вы рассчитываете на ветеранов политических баталий. А не смущает, что многие из них оказались политическими банкротами?

- Я не против молодых политиков, но если выбирать между темной лошадкой и известным в прошлом политиком, я бы выбрала известного. У него хотя бы есть опыт. А обновление политической элиты будет. Хотя бурным этот процесс назвать не могу.

- Ваш путь в политике – сплошные виражи: создавали Народную партию, затем – Союз социал-демократов, теперь вот «Центр согласия».

- Да, я была среди учредителей Народной партии, но вышла из ее рядов – не могла мириться с расхождениями между целями и путями их достижения, с пониманием внутрипартийной демократии и моим участием в принятии решений, а мои центристские взгляды не нравились радикалам.

С коллегами по ССД я не прощалась, ведь многие из тех, кто не заражен бациллой национального радикализма, уверены, что у латвийской социал-демократии все впереди. Сейчас некоторые партии находятся в стадии полураспада, и я не исключаю, что многие придут в «Центр согласия».

Уверена, что большинству надоело искусственное противостояние. Идея согласия всегда была первостепенной для политика в любом государстве. Искать согласие интересов путем политических и управленческих механизмов – это и есть политическое искусство. Что «Центр согласия» и намерен продемонстрировать.

Досье


Анита Якобсоне, доктор философии, зам. директора Государственного агентства занятости. Родилась в Кокнесе. Окончила Скриверскую среднюю школу в 1972 г. и историко-философский факультет ЛУ – в 1977-м. Работала в структурах министерства образования, в Кабинете министров, в общественных организациях.

В 1998-м руководила комитетом социальной политики Народной партии и баллотировалась в 7-й Сейм. В 2002-м вошла в думу Союза социал-демократов, была избрана товарищем председателя, баллотировалась в Европарламент. С 2005 года – зам. председателя партии «Новый центр».

26.09.2005 , 11:05

chas-daily.com


Написать комментарий