Русские правые идут! 2

"Пора менять расклад на политической сцене Латвии, и мы это сделаем! Вскоре на авансцене появятся русские правые!" — заявил с порога редакции "Вести Сегодня" один из лидеров новой общественной организации "Латвийские правые" Аркадий Лапшин — последний советский мэр Юрмалы, а ныне предприниматель.

На грядущих выборах в сейм за места в парламенте будут бороться и русские политики либерального толка, и это первая такая попытка правых русских попасть во власть. До сих пор у нас русскоязычные политики ассоциировались только с левой оппозицией. Лапшин рассказал “Вести Сегодня” о новой организации, а также пояснил, что же вынудило его и коллег — предпринимателей “среднего звена” заняться политикой.

– Г–н Лапшин, почему вы решили создать организацию “правых русских”? У нас что в Латвии — правых мало? По–моему, хоть отбавляй!

— Да, правых в стране действительно много, но Латвия уникальна тем, что у нас нет правых в нормальном, европейском, даже мировом понимании. В Латвии правые почему–то всегда еще и “национальные”. И дело не только в том, что в правых партиях Латвии русских почти нет. Дело в том, что все правые партии считают своим долгом выступать с национал–радикальных позиций. Для меня, как для русского, такие правые, разумеется, неприемлемы. Нет, можно, конечно, отыскать в этом обилии правых партий и достаточно умеренную структуру. Но что нас ждет в списке такой партии? Ясно, что русские фамилии избиратели этих партий будут просто вычеркивать. Мы никогда не попадем в парламент, и, стало быть, наш голос не будет услышан. Конечно, мы можем долго причитать по поводу сложившейся ситуации, когда избиратель голосует не за человека, а за “правильную” (латышскую или русскую) фамилию, но такова реальность. И мы ее в ближайшие 3–5, а может, и 10 лет не изменим. Должно смениться поколение.

Но что ж теперь, сидеть сложа руки? Мы считаем, что и определенной части русскоязычного населения нужна правая русская партия. Ведь кто такие правые в правильной политической системе? Это приверженцы либеральной экономики, с минимальным вмешательством государства, а также сторонники свободы личности. Это просто абсурд, что всех русскоязычных априори записали в левые. У нас никогда не пишут: “русскоязычные оппозиционеры”, у нас принято, что раз русскоязычные, то это автоматически “левая оппозиция”. И это при том, что среди нацменьшинств полно предпринимателей, как мелких, так и средних. Если бы провести своего рода анализ предпринимательской среды, то русскоязычных в общем количестве деловых людей было бы не меньше, а может быть, даже и больше, чем латышей. Так разве представители среднего слоя Латвии — нацменьшинства — не достойны иметь своих депутатов в сейме и своих министров в правительстве?

Пока же мы видим иную картину, когда вместо либерализации политики правящая элита еще больше закручивает гайки. Чего стоят одобренные правительством поправки в Закон о гражданстве, которые вводят понятие лояльности. Видимо, скоро претендентов на гражданство еще и на детекторе лжи будут проверять. Насколько он действительно лоялен властям и насколько он искренне подписался под новым текстом клятвы гражданина, в котором содержится обязательство “укреплять латышский язык как единственный госязык в Латвии”. Никто не принижает роли латышского языка в Латвии. Его нужно знать и использовать — здесь спора нет. Но почему мы должны еще присягать на верность единственному языку? Что из этого следует? Что свой родной язык мы не должны укреплять? Или должны принимать любые, даже самые драконовские предложения в языковой сфере? Это что, либеральный подход? Вот такие у нас правые партии.

А посмотрите, что они делают в сфере экономики. Отдельные предложения правых партий вообще заставляют усомниться, что в их рядах находятся либеральные политики! Конкретный пример из близкой мне транзитной сферы. После 11 сентября 2001 года были приняты директивы по борьбе с терроризмом. Они предусматривали и создание системы предупреждения террористической угрозы в портах. Необходимо было оборудовать причалы специальными предупредительными системами, специальной сигнализацией. Такие же меры должны были быть приняты и на кораблях — в противном случае они не получат сертификат безопасности, а значит, даже не смогут пришвартоваться в портах ЕС и США. Что должно было сделать государство? Разумеется, привлечь средства тех же европейских фондов на оборудование причалов и кораблей. Однако в Латвии власти пошли иным путем — все расходы взвалили на предпринимателей! Вообще государство выжимает из бизнеса все соки: это и высокие налоги, и странная система предоплаты НДС.

Именно поэтому многие предприниматели откликнулись на призыв создания общественной организации “Латвийские правые”. Бизнесмены поняли: если они не займутся политикой, то от их бизнеса просто ничего не останется. Мне становится не по себе, когда я думаю о том, кто будет содержать государство и неработоспособную часть населения (детей, пенсионеров, инвалидов) через 10 лет? Если государство не изменит своего отношения к бизнесу, если не изменит свою налоговую политику, если не начнет развивать промышленность, то на социальной сфере можно будет поставить крест! У нас пенсионеров будет больше, чем тех, кто способен работать и зарабатывать. Поразительно, но факт: свое местное население гнобим (я имею в виду русскоязычных), а потом думаем: где взять рабочую силу? Не завезти ли ее из Африки?

Для меня очевидно: нужна новая правая политическая сила. Сила, костяк которой составляют представители нацменьшинств.

— Представьте, что вам удалось попасть в парламент. Ну и что дальше? Кто может стать вашим союзником? Те же правые латышские партии?

— По вопросам, касающимся прав нацменьшинств, мы, разумеется, будет голосовать так же, как и левые русскоязычные партии. Такие ценности, как образование на родном языке, как сохранение самобытности (идентичности), языка и культуры, для нас святы, и мы будем здесь едины с левыми русскоязычными силами. Но в вопросах экономики мы вполне можем поддерживать и латышских правых, если их предложения действительно будут укладываться в понятие либерализма.

Наша цель, разумеется, попасть в правящую коалицию, чтобы изнутри попытаться изменить ситуацию. Например, одна из наших главных задач — сделать внешнюю политику более привязанной к реальной экономике. Не должно быть так, что МИД и правительство действуют вопреки экономическим интересам страны, против интересов латвийского бизнеса. Сегодня, как мы видим, правящие политики вконец испортили отношения с Россией — одним из наших основных экономических партнеров! Это уже привело к потере нефтетранзита, а вскоре мы лишимся и наших портов, если, например, власти решатся увеличить тарифы на грузоперевозки. Это нужно было додуматься: повышать тарифы в условиях нынешней жесточайшей конкуренции с другими портами на Балтике, в условиях и без того сложных отношений с Россией и Белоруссией!

Как видите, нашей организации есть с чем бороться и есть что предлагать стране и избирателям. В скором времени мы станем партией, предложим программу действий и представим своих основных лидеров.

И последнее. Сложился стереотип, что правые партии — это партии богатых, которых не интересуют социальные вопросы. Это абсолютно не так! Посмотрите на ту же Германию! Там христианские демократы шли на выборы под социальными лозунгами. Ведь главная цель и правых партий — повысить уровень жизни людей. Только пути для достижения этой цели у правых и левых различные. Правые считают, что необходимо максимально раскрепостить бизнес, развить в людях предпринимательскую жилку, поощрять всякую экономическую активность. И вот это развитие бизнеса позволит увеличить доход страны. Через повышение ВВП, через наполнение бюджета можно будет улучшить социальную систему, повысить благосостояние. Вот этим мы и будем заниматься.

29.09.2005 , 16:16

"Вести сегодня"


Написать комментарий

Чем больше будет партий, представляющих русских, тем более активней будут русские избиратели на выборах.

Vse o pravoj idei v Latvii - www.llp.lv

Написать комментарий