Яблоки с медом

Комментарий Льва МАЛИНСКОГО, собкора "Телеграфа" в Израиле

В эти дни евреи всего мира отмечают Рош Ха-Шана, Новый год по еврейскому календарю, ведущему летоисчисление от сотворения мира, которое, согласно этому календарю, приключилось 5766 лет тому назад.



«Рош Ха-Шана» в переводе с иврита означает «голова года», и поэтому на праздничном изобильном столе обязательно должна присутствовать рыбья голова. Ну и, конечно, нарезанные дольками яблоки, которые принято макать в мед. Кстати, 40% годового потребления меда в Израиле приходится именно на этот праздник. Да и алкоголя в этот месяц потребляется втрое больше, чем во все остальные месяцы года, но, разумеется, в несколько раз меньше, чем, скажем, в Латвии за обычную неделю. Рош Ха-Шана дает старт месяцу осенних праздников, все из которых в этом году по счастливому для израильтян совпадению приходятся на будние дни. Таким образом, в октябре оказалось всего десять полноценных рабочих дней.
Новый год в Израиле абсолютно не похож на европейский. Никаких украшений на улицах, никаких публичных веселий. Это чисто семейный праздник, когда большие израильские семьи собираются за общим столом, что в течение года бывает нечасто, читают (или не читают) соответствующие отрывки из Торы, дарят друг другу подарки и предаются изысканному чревоугодию.
Если экономические итоги подводят к новому финансовому году, который отмечается 1 января, то к еврейскому Новому году Центральное статистическое бюро публикует всевозможные демографические и прочие интересные данные. Сообщают, что и на какую сумму будут дарить предприятия своим сотрудникам, сколько в минувшем году репатриировалось в Израиль, а сколько из него «утекло» на ПМЖ в другие страны.
Репатриация в страну из стран СНГ, как это уже происходит на протяжении последних семи лет, продолжает снижаться. За минувший еврейский год в страну приехало 9768 новых репатриантов с постсоветского пространства, что на 12% меньше, чем за предшествующий год. Зато число покидающих Израиль (или, как их красиво называют в Израиле, «спускающихся», в отличие от «олим» — «восходящих») существенно возросло. Поскольку здесь с точными цифрами напряженка — кто знает, насовсем человек уехал или на несколько лет, — здесь данные оценочные. Полагают, что в минувшем году страну покинуло около 25 тыс. человек, в отличие от предыдущих лет, когда ежегодно из Израиля насовсем уезжало около 19 тысяч.
В минувшем году впервые с конца 1980-х число уехавших превысило число репатриировавшихся. Впрочем, в отличие от 1970-80-х годов, когда «спускающихся» считали чуть ли не изменниками родины — почти как в СССР, сейчас к эмиграции относятся спокойно и с пониманием. Многие уезжают, чтобы реализовать свои амбиции, для которых Израиль тесен, многие находят за границей интересную работу, соответствующую квалификации и таланту. Я это чувствую и по своему окружению. Довольно много молодых, энергичных моих знакомых сегодня трудятся на просторах США и Канады, в России и других странах СНГ. Кстати, несколько моих приятелей работают и в Латвии.
Вернутся ли они в Израиль или натурализуются на новом месте жительства — покажет время. Но нет никакого сомнения в том, что они, как и большинство евреев мира, в эти дни произносят одни и те же слова: «Шана това вэ-матока», что означает «Хорошего и сладкого года». Не случайно же яблоки макают в сладкий мед!


<FONT color=#666666 size=1>Тель-Авив

04.10.2005 , 11:13

Телеграф


Написать комментарий