Артур Ирбе: «Буду играть в Латвии, пока не решу личные вопросы»

Сильнейший голкипер страны Артур Ирбе, который давно стал для своих болельщиков живой легендой, идолом, этой осенью играет в «Риге». Ранее подобное казалось из области фантастики. Ведь начиная с 1992 года он, подумать только - чемпион мира еще в составе сборной СССР, неизменно играл за океаном. Однако в этом году обстоятельства сложились так, что 38-летний страж ворот отказался от заманчивых предложений из Европы, не стал рваться обратно в НХЛ, а пока задержался в Латвии.


Сам Ирбе в разговоре с корреспондентом «Часа» не скрывал, что до Нового года он точно покинет команду Юлиуса Шуплера и переберется в более сильный чемпионат, нежели открытое первенство Белоруссии.

Мы договорились не касаться больной для него темы – развода с женой этим летом, который круто изменил его жизнь. Замечу лишь, что как раз сей факт личной жизни и стал определяющим в его нынешнем положении. В клубок непростых взаимоотношений двух взрослых людей, проживших вместе много лет, оказались вплетены судьбы их двоих детей. И пока ситуация с ними уже после решения суда не разрешится, Артур Ирбе не может покинуть пределы Латвии.

- Артур, каждый раз, когда вы выходите на лед в форме «Риги», не верится, что это именно вы защищаете ворота чемпиона Латвии. Более 13 лет вы играли в совсем другой хоккей. Сейчас у вас наступила другая жизнь, вокруг все другое – эмоции, переживания, распорядок дня, в конце концов, уклад. Как с этим справляетесь и как себя чувствуете?

- Согласен – у меня сейчас все другое. С бытовой стороны я получаю огромное удовольствие. Нахожусь дома, могу гулять по родному городу, не скучать по Латвии. С профессиональной – сложилась такая ситуация, и к ней надо приспосабливаться. Я не думаю, что так будет продолжаться вечно. Зато я могу помочь клубу, молодым игрокам подняться, помочь своим опытом. Почему не сделать это?

- О завершении карьеры вы пока не думаете? Хотя я понимаю, что тот же чех Доминик Гашек спокойно играет в НХЛ в свои 40 лет, и ничего.

- Нет, не думаю. Вообще очень показательным был прошлый год. Локаут в НХЛ, смерть Сергея Жолтока, травмы, операции. Одно время казалось, что могу уже и не вылезти. Колено долго не заживало. Было очень трудно, тем более что надо было готовиться к чемпионату мира. Болячек было много. Но сам выдержал и в Австрии сыграл неплохо. Справился с ситуацией, появились новые стимулы. Ведь я всегда мечтал сыграть на чемпионате мира у себя дома. А тут еще ребята совершили подвиг, завоевав право выступить на зимней Олимпиаде в Турине.

- В данной ситуации игра в «Риге» для вас действительно неплохой плацдарм для подготовки к этим турнирам.

- В жизни у меня всякое уже было, много кувыркался. Думаю, что и на этот раз мне будет по силам подойти к ним в оптимальной форме. Хотя, согласен, не все матчи в чемпионате Белоруссии мне удаются. Но это спорт, в котором всякое случается.

- Перед началом сезона вами всерьез интересовались не только в НХЛ, в частности в «Атланте», но и в России.

- В НХЛ были варианты. Но одна команда взяла другого вратаря, другая предлагала мне двусторонний контракт, что никак не устраивало. Не устраивало потому, что такой контракт мало того что не гарантировал мне место в воротах, так еще не гарантировал мне участия в Олимпиаде и чемпионате мира.

- А может быть, просто никто не захотел иметь у себя в команде профсоюзного активиста?

- Такой вариант я тоже допускаю. Там есть люди, которые мною недовольны. Но ведь я открыто защищал не себя, а игроков. Я и сейчас могу сказать, что против таких вот гарантированных зарплат, которые после локаута и заключения нового трудового соглашения на 18 процентов меньше предыдущих. Одну восьмую из-за потолка заработной платы хоккеисты должны отдать. Все это будет приводить к разладу в команде, из-за пресловутого потолка все будут нервничать. Как только платежная ведомость будет превышена, от кого-то придется избавляться. Та жизнь, когда твой заработок напрямую зависел от твоих показателей на площадке, в прошлом.

- И тем не менее с таким предложением большинство хоккеистов согласились.

- Сейчас у них откроются глаза. Это ошибка, и хоккейный бизнес больше потерял, нежели приобрел. Много великих ветеранов преждевременно ушли из большого спорта.

- В Россию, если что, поедете?

- А почему нет? Там очень хороший хоккей. Да и Суперлига по своему уровню вторая после НХЛ. В этом отношении у меня никаких предрассудков или проблем нет. Надо только решить свои личные вопросы, и вперед.

- Допустим такую ситуацию, что вы все-таки остаетесь в «Риге» до конца сезона.

- Для меня это будет шаг назад. Если Европа – полшага. Это в сравнении с НХЛ, конечно. Везде надо искать свои плюсы. Для меня на первом месте – нормальная подготовка к чемпионату мира и Олимпиаде.

- В чем, на ваш взгляд, причины нестабильной игры чемпиона Латвии, какие могут быть проблемы с таким составом?

- Я думаю, что по подбору игроков ведущие белорусские клубы даже сильнее нас. Согласитесь, что в «Риге» сейчас большинство тех, кто в другом месте играть уже не может. Это наш уровень, и у нас нет сегодня такого богатого потенциала, как у белорусов. Сегодняшнее место «Риги» (команда идет на пятом) – объективное. Могло быть и хуже.

- Что скажете о тренировочном процессе в «Риге»? С НХЛ сравнивать его глупо, но, по отзывам некоторых хоккеистов, словацким специалистом Шуплером он поставлен не на должном уровне.

- Тренировочный процесс в «Риге» более интенсивный, западный, что ли, который, по идее, должен приучать игроков к профессионализму. Не все в команде с этим познакомились. Хотя в прошлом году они имели возможность играть рядом с Карлисом Скрастиньшем, сейчас – со мной. Что касается меня, то мне сложно. Я все-таки что-то теряю здесь. Поймите, у меня есть своя планка, свой уровень. А если этого уровня в команде нет, то приходится просто больше работать, заниматься дополнительно. Такова реальность. Работать со сборной Латвии – это одно, там другие игроки, с хоккеистами «Риги» – это другое, другой уровень. Есть ребята молодые, старательные, есть такие, которые могли бы работать и побольше.

- На общем фоне выделяется лучший бомбардир эстонец Тайво Суурсоо.

- Для «Риги» это настоящая находка. Он бы и сборной Латвии здорово бы помог. Жаль, что у него в свое время не сложилось с «Детройтом».

- Напоследок поговорим о слухах, которые ходят о вас. Первый: Ирбе собирается посвятить себя политике, второй: Ирбе станет президентом Латвийской федерации хоккея.

- С интересом к моей персоне со стороны разных партий я уже сталкивался. Я скажу так. Серьезно заниматься политикой – это значит работать 24 часа в сутки. У меня сейчас такая же жизнь, только 24 часа хоккея. И я до сих пор получаю от него удовольствие. Хочу ли я, чтобы такая жизнь продолжалась у меня после завершения карьеры? Политика, как известно, – грязное дело. Да, у меня есть тяга к ней, политика меня всегда немного интересовала. Но поначалу я хочу разобраться, что в ней происходит, поучиться. Так что сейчас это пустые разговоры. Вообще-то я всю жизнь был независимым человеком, сам выбирал свой путь. В политике, в партии это будет сложно. Пока что я не готов к таким разительным переменам. Что касается поста президента ЛХФ, то, как и в политике, здесь нужна команда единомышленников. Без нее все это бесполезно. Нужны люди, на которых можно положиться. Рано говорить об этом, хотя признаюсь, ситуация в латвийском хоккее мне небезразлична. И я хочу, чтобы на нашем поколении хоккей в Латвии не закончился.

19.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: , ,
Написать комментарий