На сцене – живые сокровища Японии

Японский театр Но - все о нем слышали, но никто не знает толком, что это. Теперь узнаем! 30 октября в 15.00 на сцене Латвийского Национального театра гастролирует японская театральная труппа «Умевака Кеннокай». Играть будут представители прославленной династии, ведь в Стране восходящего солнца искусство актеров до сих пор передается по наследству.


В первой части представления будет показан кеген «Ури-нусубито». Кеген – одна из ветвей театральной традиции Японии. Это незатейливая комедия, фарс, построенный на обыкновенной шутке (присутствуют и скабрезности!), зрелище прозаическое и простонародное. Однако выдержав испытание временем, кеген и сегодня исполняется почти так же, как и пять веков назад.

Во втором отделении – спектакль «Кой но омони» в жанре театра Но. Это искусство классическое и аристократическое, драма возвышенных переживаний и титанических страстей. Первые представления театра Но устраивались в дни религиозных празднеств в монастырях, замках феодальных военных правителей, взявших театр под свое покровительство. Расцвет Но начинается в XIV веке. Тогда выработались его основные принципы: соединение элементов танца, драмы, музыки и поэзии. Это спектакли без женщин, декораций, практически без эмоций и без аплодисментов.

Все исполнители театра Но – мужчины, и актеры, выступающие в женских ролях, часто носят маски и не прибегают к фальцету (высокому тембру голоса), что создает особое впечатление. Маски должны нести в себе всю глубину чувств изображаемых героев. И современные актеры театра Но выходят на сцену в таких же масках, как и 600 лет назад. Да и весь ход представления не меняется на протяжении столетий. Под аккомпанемент хора, барабанов и флейт главный герой рассказывает истории из жизни людей и богов, сражений, буддийских монахов древней Японии.

Труппа театра «Умевака Кеннокай», которая приедет к нам, включает в себя только членов семьи Умевака, древнейшей династии актеров Но в Японии. Первый актер из этой династии вышел на сцену много веков назад. Но после реформ эпохи Мэйдзи во второй половине XIX века положение актеров резко ухудшилось – они остались без патроната самураев. Многие профессионалы бросили свое искусство и стали искать более скромные способы заработать на жизнь. Но в этой семье оказался мастер по имени Минору, который сделал невозможное – он представил свое искусство императору и заручился его поддержкой. Это навсегда изменило историю театра Но.

Сегодня главой семьи является Манзабуро Умевака III, которого в его шестидесятилетнем возрасте признают «живым сокровищем Японии». Вместе с братом Масахару, его сыновьями Норинага и Хисаки, а также с другими членами Умевака, он продолжает семейную театральную традицию.

26.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Написать комментарий