Чему научили эстонские выборы

Жители Латвии наблюдали за прошедшими недавно в Эстонии выборами с куда большим интересом, чем все остальные - впервые в соответствии с правилами ЕС на муниципальных выборах голосовали и неграждане.


Однако неожиданностей прошедшие выборы не принесли – избиратели-неэстонцы отдали предпочтение центристам. Какие выводы можно сделать из поражения неэстонских партий, которых на сей раз оказалось две?

Первый вывод – бодрящий, для тех латвийских национал-радикалов, которые готовы лечь под поезд, но не допустить неграждан до голосования. Не волнуйтесь, уважаемые «титульные»! Возможность и дальше тратить на себя, любимых, собираемые с неграждан налоги, от вас никуда не денется: как показала эстонская практика, даже явно «нелояльные» по вашим понятиям люди в большинстве своем боятся перемен либо предпочитают позицию «маленького человечка» – от моего голоса, мол, ничего не зависит.

Так что зря, как уже писал «Час», эстонские политики, давшие негражданам право голосовать, перепугавшись последствий своего решения, накануне выборов провели беспрецедентную кампанию травли неэстонских кандидатов в муниципалитет, а также многочисленные акции запугивания и запутывания избирателя.

На днях одна из потерпевших поражение неэстонских партий «Список Кленского» распространила ряд материалов, свидетельствующих не только о применении грязных пиар-технологий, но и об откровенной фальсификации подсчета голосов в ряде «русских» самоуправлений. Доходило до маразма: русский депутат, за которого проголосовала вся его семья (и он сам, разумеется), после подсчета голосов обнаруживал, что за него не проголосовало ни одного избирателя! Ну хотя бы для достоверности пару-тройку голосов оставляли бы…

Второй вывод неутешительный – для тех, кто в Латвии рассчитывает на негражданские голоса, чтобы сделать страну более демократичной.

После выборов «Список Кленского» обратился к жителям страны с заявлением, в котором обрисовал причины поражения ненациональных политических объединений.

«Русский избиратель справедливо отверг продолжение беззубой и соглашательской деятельности русских политиков, доведших неэстонское население до состояния безысходности. Но на предложенные нами пути выхода из кризиса избиратель также не откликнулся, не пожелав иметь во власти тех, кто озвучивал бы там его проблемы.

Уставший от всевозможных перемен избиратель предпочел «стабильность». Увы, нам не удалось убедить таллинцев в том, что стабильность эта – кажущаяся. Да, у нас не было спонсоров и денег, которыми располагают крупные парламентские партии… Но главное – мы недооценили то, насколько на самом деле опущено и подавлено русское население, которому уже не до того, чтобы постоять за свои честь и достоинство, которому сегодня надо думать об элементарном выживании. Мы недооценили то, насколько сильно парализована воля людей, в силу чего они вынуждены ради куска хлеба и объедков с барского стола, ради жалкой «сависааровской» семисоткроновой пенсии голосовать за тех, кто банально использует их», – говорится в обращении.

Молчаливое соглашательство привело к тому, что у власти осталось то, что было – Центристская партия г-на Сависаара. Эта партия действительно меньшее зло для неэстонцев, чем другие партии. Однако и политика центристов не гарантирует стабильности и не ведет к реальному равноправию, к выравниванию социально-экономического положения русских и эстонцев. От населения, по уверениям «Списка Кленского», скрывают факты и цифры, которые говорят, что и в последние три года, когда у власти в Таллине были центристы, преимущество таллинцев-эстонцев перед таллинцами-неэстонцами в трудоустройстве, карьерном росте, зарплате, уровне образования и культуре продолжало расти.

«Русофильство и социальная справедливость центристов – миф. Они либо создают иллюзии об облегчении положения русских, либо чуть-чуть «прикармливают» униженных людей, впрочем, не позволяя им встать на ноги, быть материально и духовно полноценными, иметь в своем городе и государстве такие же возможности, какие имеют эстонцы. Русские вынуждены менять свои фамилии на эстонские, стыдиться русскости, погружаться в навязанную ассимиляцию, не сопротивляться люмпенизации, отказываться от образования на родном языке», – говорится в обращении «Списка Кленского».

Поддержавшему в Эстонии центристов русскому избирателю не стоит забывать о том, что центристы объявили советский период оккупацией, что при них деньги налогоплательщиков были выделены на сооружение не только памятника «Русалке», но и эстонским эсэсовцам. Центристы открыто считают неэстонцев наследниками оккупантов и колонистов, они голосовали за выплату Россией компенсаций за советскую оккупацию и за исправленный эстонским парламентом в одностороннем порядке договор о границе. Буквально на днях эстонское правительство, в которое входят и центристы, одобрило идею партии Исамаалийт отмечать 22 сентября (день освобождения Таллина от немецко-фашистских оккупантов) как начало советской оккупации…

В такой ситуации факт, что более половины неэстонцев, получивших право голоса, не приняли участия в голосовании, может восприниматься как положительный. Для Эстонии. Если подобная ситуация повторится в Латвии, то латвийский избиратель-нелатвиец попросту «прощелкает» возможность изменить жизнь к лучшему.

28.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий