В Краславе открыли памятную доску в честь участников Январского восстания 3

фото: kraslava.lv
фото: kraslava.lv

22 января в Краславском парке рядом с новыми кладбищами была открыта памятная доска в честь графа Леона Броэл-Платера и других героев Январского восстания в 1863 году, информирует портал Краславского края.

В церемонии открытия доски участвовали посол Польши в Латвии Марек Новаковский, председатель Краславской краевой Думы Гунарс Упениекс, а также гости из Польши и представители Польской диаспоры в Латвии.

Осветил памятную доску священник Краславской Римской католической церкви Эдуард Воронецкий.

В 2013-м году исполнилось 150 лет со дня Январского восстания – одного из нескольких национально-освободительных порывов поляков в ХIX веке, направленных на отвоевание независимости своей родины, утраченной в результате разделов соседними государствами в конце 18 века. 

Январское восстание привлекло к себе внимание всей Европы. Восстание пользовалось большой поддержкой общественного мнения, в частности группировок демократической и левой ориентации. К повстанческим войскам присоединялись добровольцы из заграницы.

Ввиду огромного превосходства царских войск Январское восстание, как и другие вооружённые попытки отвоевания поляками независимости в период разделов, было обречено на неудачу. 

После подавления восстания (бои велись с января 1863 г. до осени 1864 г.) царские власти приступили к радикальным репрессиям. Несколько десятков тысяч повстанцев и лиц, участвующих в подпольной деятельности, были сосланы вглубь России (в основном в Сибирь), были произведены многочисленные аресты и публичные казни, осуществлялась конфискация имений, русификация школьного образования и началось преследование католической церкви.

Подпольной деятельностью была охвачена также территория бывшей Польской Лифляндии. Главными центрами подготовки к национальному восстанию было имение Антония Рыка в Мариенгаузе (ныне Виляка), где состоялись совещания по подготовке восстания, и дом Станислава Моля в Вышках.

Одной из наиболее трагических личностей этих событий 150-летней давности является Леон Броэл-Плятер, который, пытаясь выгородить подлинного командира нападения на отряд царских войск под Краславой, принял всю вину на себя и был казнён в Динабургской крепости

Трагическая судьба Леона Плятера стала темой литературных произведений, он был главным героем драмы своей старшей сестры Людвики Плятер („Драма без названия”, 1875). Янис Райнис воспел смерть молодого Леона в стихотворении „Воскресенье и граф Плятер” („Svētdiena un grāfs Plāters”) из сборника „Солнечные годы” („Saules gadi”). Личность героического повстанца нашла также должное место в народном сознании, в его честь была сложена „Латышская песня о расстреле Леона Плятера” (издана в Риге в 1871 г.). В память о сыне мать Леона – Антонина Плятер, установила крест в усадьбе Казанова, в которой жил Леон до своей трагической гибели. Этот крест, называемый также „Крестом сына”, простоял более 100 лет и стал в 60-ые годы ХХ века жертвой строительства новой дороги Краслава – Комбули. Однако народная память о нём сохранилась, и в 1998 году по инициативе местной общественности крест был восстановлен и до сих пор существует в сознании местных жителей как „Крест сына”. 


Написать комментарий

я сначала подумал в честь января 2009 года:)

А у меня дача недалеко от Кумбулей.

Царские войска защищали законность и порядок в российском государстве, куда в соответствие с тогдашним международным правом входили частично польские территории. Если бы Николай Второй действовал в феврале 1917 года также решительно как его дед, не было бы ни октбрьского переворота, ни Гражданской войны, ни миллионов жертв. После завершения 1 мировой войны царь намеревался предоставить Польше широкую автономию.

Написать комментарий