Рейтинг открытий: версия CNews

В прошлом году выяснилось, что лишайнику не нужен скафандр

Прошлый год ознаменовался интереснейшими открытиями, научными достижениями, техническими разработками и неожиданными новинками в самых различных областях. CNews назвала пять наиболее ярких событий в сфере науки и технологий 2005 года.

Космический
лишайник:
воля к жизни

Эксперимент, проведенный на борту российской космической лаборатории “Фотон-М2”, можно считать самым сенсационным научным событием года. Совершенно неожиданно выяснилось, что лишайники видов Rhizocarpon geographicum и Xanthoria elegans, выставленные за пределы космического корабля в открытом космосе безо всякой защиты более чем на две недели, этого даже не заметили. После возвращения на Землю все образцы оказались живы и сохранили, в частности, способность к фотосинтезу.

Заметных структурных изменений в них обнаружено не было. Лишайники являются относительно сложно организованной формой живой материи и фактически представляют собой полноценную экосистему. Их жизнестойкость была известна и ранее, однако новый факт совершенно меняет представление о возможностях и “воле к жизни” белковых организмов.

Новое открытие заставляет по-новому взглянуть на перспективы панспермии — переноса живых организмов с планеты на планету, по крайней мере в пределах Солнечной системы. На Земле уже были выявлены метеориты, попавшие на нее с Марса. Вполне вероятна и “обратная миграция”. На Марсе уже было обнаружено нечто морфологически “похожее на лишайник”. Наши представления о пределах, в которых возможно существование сложно организованных многоклеточных живых существ, могут существенно измениться.

Вода и жизнь
на Марсе

Мощная научная атака на Марс, предпринятая новыми орбитальными исследовательскими станциями и мобильными самоходными роботами, привела к целому ряду эпохальных открытий. Важнейшим из них, вероятно, является обнаружение на Красной планете огромных ледяных полей. Возможно, вода в жидком агрегатном состоянии на Марсе существует и сейчас — по крайней мере периодически.

Все это вынудило экспертов НАСА признать, что на Марсе, по всей видимости, биологическая жизнь существует и в наши дни. Очень убедительным признаком ее наличия является присутствие метана в атмосфере планеты, а также характер его распределения.

В космологии
назревает
революция?

Неожиданные результаты картографирования реликтового микроволнового излучения и обнаружение феномена “Оси зла” вынудили большую группу астрофизиков поставить вопрос о необходимости кардинального пересмотра существующей модели Большого взрыва, которой все труднее объяснять наблюдаемые факты. Научное сообщество начинает задаваться самыми “ненаучными”, на первый взгляд, проблемами — например, объемом информации, которая может быть зашифрована в “реликтовом” послании Создателя.

Пояс Койпера скрывает
множество чудес

Последние открытия новых необычных тел на дальних границах Солнечной системы, в так называемом поясе Койпера, в корне меняют наше представление о Солнечной системе. Уже сейчас понятно, что за орбитой Нептуна человечество ждет новый, яркий, богатый и неожиданный мир. Многие загадки прояснит зонд New Horizons, который должен отправиться к системе Плутона и другим телам пояса Койпера в январе 2006 года.

Лазер
стал уборщиком

Одним из наиболее ярких примеров возможностей современных технологий в самых неожиданных областях явилось появление первого в мире лазерного пылесоса — прежде такое словосочетание могло встречаться лишь у самых революционных футурологов.

Первый компактный лазерный пылесос, созданный специалистами немецкой компании Clean Laser System, весит 9 кг и позволяет очищать поверхности от самой различной грязи обычным светом, не используя химические вещества и не производя никаких отходов — даже неприятных запахов.

09.01.2006 , 10:06