Собачья история в год Петуха 1

Это не криминальная история с жуткими преступлениями, бандитскими разборками, все намного спокойнее. Просто обидели пожилого человека, несправедливо наказали, нанесли душевную рану. Примечательно, что справедливость была попрана теми, кто по долгу службы обязан был защищать ее. Но несправедливо обиженный человек — пожилая пенсионерка — не дала себя в обиду. Административный суд восстановил справедливость — отменил решение административной комиссии городской думы.

Все началось 6 ноября прошлого года, когда бывший врач, пенсионерка Лидия Васильевна взяла ведро, палку и решила идти за водой к колодцу. Ну, зачем женщина взяла ведро — это понятно. А зачем палку? Может быть, чтобы опираться на нее по дороге к колодцу? Вовсе нет. Палку она взяла, чтобы отбиваться от собаки. И сына Александра попросила на всякий случай ее сопровождать. Вдвоем все-таки смелее.
Нет, все началось гораздо раньше. Когда появились новые соседи. В большой Погулянке, в доме, где расположена квартира сына Лидии Васильевны, и куда она частенько приезжала, расположены еще три квартиры. Вот в одной из них несколько лет назад поселились квартиранты. С тех пор покой жильцов дома нарушился. Дело в том, что новые соседи занимались разведением собак. Когда собаки весь день лают, бегают по двору и неведомо, что от них можно в любую минуту ожидать, это бьет по нервам и провоцирует конфликты. Ничего удивительного, что отношения между новыми и старыми жильцами вскоре обострились.
Видя, что во дворе бегает собака без поводка, без намордника, Лидия Васильевна и решила подстраховаться — взяла в руки палку. И как оказалось, не зря. Только она с сыном вышла во двор, собака бросилась к ним с громким лаем. Вот так, отмахиваясь от «друга человека», они дошли до колодца, набрали воды и вернулись домой. И не было бы никакой истории, если бы хозяйка пса, вернувшись из города домой, не обнаружила бы у него на хребтине ссадину. И сразу сделала вывод — собаку побила соседка. Расспросила несовершеннолетнюю дочь, которая оставалась дома, та рассказала, что видела как соседка — Лидия Васильевна — била возле колодца собаку палкой. А вскоре и другие свидетели обнаружились — они тоже сообщили, что видели, как какая-то женщина ударила собаку. Хозяйка пострадавшего пса, воспылав праведным гневом, получив от ветеринара соответствующую справку о побоях животины, подала заявление в прокуратуру. Мол, найдите управу на соседку, которая мучает невинное животное. А дальше все пошло на накатанной дорожке. Дело было передано в госполицию, и 9 декабря 2004 года участковый инспектор составил протокол об административном нарушении. Разумеется, на основании заявления владелицы собаки и показаний свидетелей. Ну, а далее протокол поступил в административную комиссию городской думы. 21 декабря 2004 года состоялось заседание данной комиссии под председательством Анфисы Барышниковой. «Суд» оказался скорый и… неправый.
— Административная комиссия под председательством Барышниковой разбирать мое дело по существу не стала. Барышникова говорила со мной повышенным тоном. Выслушали владелицу собаки, мою соседку. Мне слова не дали. Я сказала, что не била собаку, что все дело построено на клевете, но меня не слушали, а некоторые члены комиссии просто смеялись. Кроме того, Барышникова пригрозила мне еще одним штрафом — за хождение по подъездной дороге к нашему дому, не потрудившись даже взглянуть на план дома — ведь эта дорога общего пользования. Мое «дело» рассматривалось всего несколько минут, может быть, минут десять. Все дела шли там, как на конвейере. Разве можно в таком темпе серьезно, без ошибок, рассмотреть серьезный вопрос? А ведь речь идет о людях! Когда я попросила серьезно вникнуть в мой вопрос, г-жа Барышникова отказалась, ссылаясь на нехватку времени. А когда я попыталась настаивать, председатель пригрозила удалить меня из помещения. Мне дали заранее оформленное решение комиссии — оштрафовать меня на 50 латов и пояснили, что, если я с ним не согласна, то могу обжаловать его в Административном суде в Риге, что я позже и сделала. С этой комиссии я ушла униженной, просто раздавленной грубым ко мне отношением, несправедливым решением. Разве можно так обходиться с людьми?! — рассказала в редакции «Миллиона» Лидия Васильевна.
Следует сказать, что эти события весьма отрицательно сказались на здоровье Лидии Васильевны, она даже пережила гипертонический криз. Ее, интеллигентного и неконфликтного человека, глубоко поразило откровенное унижение ее человеческого достоинства. 3 января 2005 года Лидия Васильевна получила извещение из Административного суда о том, что ее заявление принято к рассмотрению. А в начале декабря прошлого года состоялось заседание Административного суда под председательсвом судьи А. Штейнберги. Суд выслушал Лидию Васильевну, владелицу собаки, представителя Даугавпилсской городской думы, рассмотрел показания свидетелей и вынес приговор: решение административной комиссии Даугавпилсской городской думы отменить со дня его принятия, а данное дело закрыть. Суд установил, что Лидия Васильевна приняла адекватные меры самозащиты, а показания одних свидетелей неполны, а других — нельзя принять во внимание, т.к. в момент рассмотрения события их там просто не было. Суд особо отметил, что административная комиссия должна была при рассмотрении дела учесть личность обвиняемого в нарушении, степень его вины, материальное положение, все обстоятельства дела. Однако, подчеркивается в приговоре, комиссия неправильно применила процессуально-правовые нормы, в результате наказание было вынесено необоснованно.
Получив решение суда и узнав о том, что городская дума не стала его обжаловать в более высокой судебной инстанции, Лидия Васильевна написала заявление на имя председателя думы Риты Строде, в котором попросила возместить ей ущерб здоровью, а также моральный ущерб, причиненный ей административной комиссией. Этот ущерб она оценила в 1000 латов. «Деньги прошу взыскать с членов административной комиссии, но не из бюджета города, состоящего из денег налогоплательщиков-горожан, т.е. они не должны покрывать непрофессионализм и некомпетентность административной комиссии городской думы», — написала она в своем заявлении.
В соответствии со статьей 92 Административно-процессуального закона «каждый может требовать соответственное возмещение за имущественный ущерб или личный вред, в том числе моральный вред, причиненный ему административным актом или физическим действием учреждения». Данную историю можно рассматривать как, по крайней мере, прецедент. Простой человек не побоялся вступить на защиту справедливости и добился ее. Возможно, эта «собачья история» принесет пользу и остальным горожанам: должностные лица, принимая решения, касающиеся горожан, будут знать, что эти решения, если они несправедливые, могут быть оспорены, а они сами могут понести наказание.
И последнее. Как сказала Лидия Васильевна, юрист думы по поручению мэра встретилась с ней, принесла ей извинение за несправедливое решение административной комиссии и предложила в качестве компенсации за моральный ущерб 50 латов. Вспомним, что административная комиссия назначила штраф пенсионерке в размере 50 латов, хотя у той пенсия всего 68 латов. Что называется, рубанула с плеча, не пожалела. И Лидия Васильевна сказала в редакции «Миллиона», что не приняла эту мизерную компенсацию в 50 латов, а будет требовать «по полной программе» — 1000 латов. Нельзя обижать стариков — пусть это помнят.

10.01.2006 , 11:56

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий

A chego menja ne sprosili