«Политическая власть — за латышским народом»

Объединение Visu Latvijai! идет в Сейм и призывает всех нелояльных уехать из страны

Радикальное объединение Visu Latvijai! преобразовалось в партию и полно готовности занять место в 9-м Сейме. Программу организации можно коротко охарактеризовать знакомым лозунгом: “Латвия — латышам”. Как этот принцип младолатыши нового поколения будут осуществлять на практике, рассказал Телеграфу Райвис ДЗИНТАРС, руководитель организации.


Латышскость
должна быть везде



— Итак, какими будут основные пункты вашей предвыборной программы?

— Главная наша задача — закрепить политическую власть на века за латышским народом. Сейчас есть основания для беспокойства, что латыши могут потерять власть. Это уже частично происходит — не только в политике, но и в народном хозяйстве, в культуре, которая перестает быть чисто латышской. Надо добиться того, чтобы латышскость доминировала во всех сферах. А все остальное — это уже методы. В частности речь идет о Законе о гражданстве и Законе о госязыке — их надо ужесточить, предусмотреть более жесткий механизм контроля за использованием госязыка, способствовать выезду из Латвии нелояльных лиц. Кроме того, в школах необходимо ввести уроки патриотического воспитания. Чтобы школы не просто готовили специалистов, но и формировали моральную связь молодежи с государством.

— Вы упомянули добровольный выезд нелояльных. А как определить наличие в человеке этой самой лояльности?

— Это можно констатировать в конкретных случаях. Например, те, кто 4 мая или 16 марта протестует у памятника Свободы, — нелояльны, сомнений в этом ни у кого нет. Нелоялен и тот, кто считает, что в Латвии должно быть два официальных языка или что всем автоматически надо дать гражданство. Например, политики объединения ЗаПЧЕЛ настроены антигосударственно.

— И куда им теперь ехать?

— Никто никого не будет депортировать. Надо создать такую систему, чтобы этим людям была доступна полная информация о возможностях выезда, государство должно помогать им. Вот в очереди у российского посольства стоят люди, которые хотят уехать, но не могут. Почему бы им не помочь? Здесь речь идет об обоюдном сотрудничестве, а не о принудительном процессе.

Закон о гражданстве — ужесточить



— Сколько мест в парламенте вы намерены занять?

— Трудно сказать. Но мы обещаем, что пройдем и будем использовать парламентскую трибуну для своих целей. Вопрос только в том, одни мы пойдем или с кем-то общим списком. Это уже вопрос о методах, какими мы достигнем своей цели. А мы ее достигнем.

— Если вы пройдете в Сейм, то какими будут ваши первые законодательные инициативы?

— Самое первое: чтобы сблизиться с народом, нужно снизить депутатские зарплаты. Если всем не снизят, то от части своего заработка я точно откажусь. Это принципиальный вопрос. Что касается политических инициатив, то они, конечно, прежде всего касаются Закона о гражданстве и Закона о языке. В Законе о гражданстве надо заложить такую систему, при которой нелояльные лица не могут получить гражданство, также необходимо предусмотреть возможность этого гражданства лишать. В вопросе о языке гораздо больше полномочий должно быть у Центра госязыка. Превосходство латышского языка должно быть обеспечено и в частном секторе. Чтобы ни у кого не возникало дискомфорта по поводу того, что на латышском языке его не обслуживают. В этой сфере наказания должны быть суровыми.

— Поддерживают ли ваши идеи правые партии, которые сейчас у власти?

— Это у них надо спрашивать.

— Допускаете ли вы, что возможно сотрудничество с правыми, не столь радикальными, как ваша партия?

— Ну, насчет радикальности — это вопрос философский. Но для сотрудничества мы открыты, разумеется, если это не противоречит нашим принципам. И надеемся, что и другие будут готовы.

— Кого вы имеете в виду?

— Потом узнаете.

Чья земля?



— Некоторые политологи полагают, что в результате выборов к власти могут прийти левые. Ваши действия?

— Наша реакция — это создание нашей партии. Политологи не ошибаются, и эти сигналы очень серьезны. Это вполне возможно, поэтому мы бьем тревогу, чтобы показать, что у латышей власть может выскользнуть из рук.

— А что ужасного произойдет, если премьер у нас будет русским?

— Речь не о национальности, а о том, что к власти может прийти империалистически настроенная сила. А такое может произойти, причем при предательской поддержке некоторых латышских партий.

— Каких?

— Не хочу никого называть. Думаю, ваши читатели достаточно умны, чтобы сами сделать выводы.

— Нет, вы скажите, что в стране произойдет страшного, если премьер будет русским?

— Может быть введен второй государственный язык, могут начаться чистки среди латышских чиновников, снизится значение латышскости в государстве. И латышей могут дискриминировать по этническому признаку.

— Вы правда полагаете, что в нынешней ситуации, когда десятки тысяч латышей уехали на заработки за границу, когда латышская нация стремительно вымирает, когда Латвия остается самой бедной страной ЕС, все ваши идеи действительно имеют для страны такое значение?

— Да. Это важно. Мы не можем строить дом, если земля под ним нам не принадлежит.

18.01.2006 , 10:05

Телеграф


Написать комментарий