Юрис Пайдерс: Блеф или авантюра? О греческих рисках для Европы

фото: Reuters
фото: Reuters

Кто скажет, блефует новое греческое правительство во главе с премьером Алексисом Ципрасом, или нет? Если Европа уступит, то получится, что агрессивная политика приносит большую выгоду, чем послушное поведение.

В случае поддержки идеи греков, создастся прецедент того, что путем угроз и шантажа можно добиться большего, чем домбровскоподобной покорностью, пишет в газете "Neatkarīgā Rīta Avīze" Юрис Пайдерс.

До сих пор Греция была одной из одной из послушнейших евросоюзовских горемык. У власти находились правительства, сформированные клонами, напоминающими Валдиса Домбровскиса. В последние годы правые правительства старались привить грекам чувство вины за огромный долг государства: виноваты греки, и только они одни.

Однако каждый грек и не-грек понимает: чтобы танцевать танго, нужны двое. Греческие власти могли воровать так долго (к тому же, столь внушительное количество миллиардов) лишь потому, что разрабатывали аферы вместе с немецким и американским финансовым сектором, и честно делились украденным.

Прежние правительства были очень удобными, потому что брали вину на себя - вместо международного финансового сектора -, и открывали путь к новым финансовым пирамидам и махинациям. Их логика была действительно фантастической: они старались убедить греков в том, что наилучший способ выплаты более чем 300-миллиардного долга, накопленного Грецией - продолжать занимать деньги для выплаты долговых процентов и распродавать за смешные деньги еще не приватизированное греческое госимущество.

Теперь произошла смена правительства. На место послушных клонов Домбровскиса пришли другие - поколение еще неприрученных министров.

Происходящее сейчас напоминает игру в покер. Новое греческое правительство левых требует, чтобы Европа уступила по многим существенным пунктам. Европа готова уступить, но лишь в том случае, если греки не блефуют. Кто скажет, блефует новое греческое правительство, или нет? Если Европа уступит, то получится, что агрессивная политика приносит больше выгоды, чем послушное поведение. В случае поддержки идеи греков, создастся прецедент того, что с помощью угроз и шантажа можно добиться большего, чем путем домбровскоподобной покорности.

К тому же, уступки Европы перед новым греческим правительством будут выглядеть "кидаловом" прежних друзей - правых политиков. Подобный прецедент спровоцирует на изменение тактики и другие страны (Италию, Испанию, Португалию и т.д.); ведь получится, что политика угроз и использования бессмысленных вето, торпедирующих важные для общеевропейской политики вопросы - это лучше, чем уступки и покорность.

Но какие же последствия можно спрогнозировать на тот случай, если лидеры ЕС не уступят, и греки действительно сделают что-то серьезное? Если окажется, что политики нового правительства - не трусливые оппортунисты (легко подкупаемые, прикармливаемые и приручаемые), для которых громкие лозунги были лишь средством захвата власти, а настоящие авантюристы, готовые рисковать?

Прежде всего, в этом случае Греции будет сравнительно несложно переложить ответственность за экономические проблемы 2015 года с местной власти на Еврокомиссию или Европейский Центробанк. В случае конфликта и полной неуступчивости со стороны ЕК и ЕЦБ, в распоряжении Греции окажутся моральные аргументы для деструктивного использования права вето в Совете ЕС.

Греция действительно может сделать шаги, чтобы отдалиться от еврозоны. Хотя глава греческого Минфина заявляет, что у правительства нет плана Б на случай неуспеха переговоров, однако существует несколько логичных вариантов дальнейших действий. Возможно агрессивное отмежевание Греции от еврозоны - с какого-то момента все счета, вклады и кредиты в банках, находящихся под юрисдикцией Греции, конвертируются в новую национальную валюту. Возможно и "мягкое" отделение: в момент, когда у нового правительства иссякнут средства на пенсии и государственные расходы, Кабмин может, не трогая существующую систему кредитов и вкладов (они остаются в евро), эмитировать новую валюту, введя оборот двух параллельных валют (евро и новой валюты), и постепенно увеличивая сферу использования новой валюты.

Однако, несмотря на то, что влияние Греции на еврозону, в целом, незначительно, наибольший риск состоит в том, что греческий прецедент может вызвать лавинообразное недоверие вкладчиков к банковскому сектору во всем Евросоюзе. Фактические риски, которые можут быть созданы возможными действиями Греции, являются достаточно весомыми аргументами, чтобы искать разумное решение по выходу из греческого кризиса.

Долг Греции слишком велик, и пока греческая экономика показывает лишь стагнационные тенденции, нет никаких надежд на полный возврат этих средств. Таким образом, сдвиг греческой экономики с точки экономического застоя невыгоден лишь для тех, кто все еще надеется за смешные суммы включиться в процесс приватизации госимущества Греции, но выгоден для большей части кредиторов государства.


Написать комментарий