Латковскис: Президент у телевизора, или Как аятолла Майзитис решит – так и будет

reitingi.lv
reitingi.lv
В мемуарах бывшего президента Валдиса Затлерса 'Кто я' есть эпизод, который в различных вариациях был слышан уже неоднократно. Президент рассказывает, что вступив в должность попросил Бюро по защите Сатверсме (БЗС) разработать психологические портреты российских руководителей. Однако, к его удивлению, полученный анализ был крайне поверхностным и в работе особо не пригодился.

Чтобы прогнозировать политическое мышление руководителей России, Затлерс на протяжении семи лет регулярно смотрел все важнейшие сюжеты российских телеканалов с участием Путина и Медведева, пишет в газете "Neatkarīgā Rīta Avīze" Бен Латковскис.

То есть, чтобы узнать больше о руководителях соседнего государства, президенту нужно было смотреть российское ТВ, в то время как БЗС с его огромным бюджетом могло дать лишь поверхностную, непригодную для практической деятельности информацию. Очень похожую оценку БЗС в свое время давали и другие руководители государства (премьеры Айгар Калвитис и Ивар Годманис). Как бы нас не смущали эти фамилии и их нынешняя репутация. Речь идет о другом - о том, насколько профессиональна и полезна организация, которая должна обеспечивать верховное руководство государства добытой различными путями секретной информацией, а не кратким пересказом газетных заголовков?

Затлерс открыто и недвусмысленно говорит, что подготовленная Бюро информация находилась на уровне проектной работы школьника, и он не мог использовать этот "анализ". Так как он - вовсе не единственный, кто такое говорил, это наводит на мысли, что БЗС во многом занимается имитацией работы. И это само понятно, ведь Бюро по защите Сатверсме - это учреждение, которое фактически никому не подчиняется, и никто ее не контролирует. А внутренняя логика любой организации железна - если ее никто не покнтролирует, то рано или поздно происходит деградация и падение эффективности работы этой структуры.

Главными функциями БЗС должны быть разведка и контрразведка - поимка иностранных шпионов и сбор информации о зарубежных странах, потому что внутреннеей безопасностью занимается Полиция безопасности. До сих пор о поимке какого-то "шпиона" ничего слышно не было, а информация о других государствах, оказывается, находится на уровне общих "газетных статей". Затлерс лишь подтвердил подозрения в бутафорском характере Бюро. Зато есть некая другая сфера деятельности, в которой БЗС играет главную скрипку - это возможность с помощью механизма (не)допущения к гостайне "снять с трассы" любого человека, занимающего высокий пост в системе госуправления.

Понятно, что в вопросе этих допусков должен существовать известный порядок, однако не зря директор Госканцелярии Элита Дреймане отметила: нынешняя система означает, что БЗС выше не только Сейма, президента государства или правительства, но и выше латвийского народа. По нынешним правилам, Бюро по защите Сатверсме ( в лице его начальника Яниса Майзитиса) - это высшая власть в государстве, потому что решения БЗС даже нельзя оспорить в суде. Генпрокурор, который теоретически может пытаться жаловаться на невыданный допуск к гостайне, сам зависит от "милости" Бюро, потому что у БЗС могут "возникнуть сомнения" и в его надежности. К тому же, не существует никаких критериев, по которым определяются эти "опасения".

Похожая конструкция действует лишь в Иране, где верховный духовный лидер - аятолла - самолично и без объяснений определяет, кого можно допускать к президентским выборам, а кого - нельзя. Как и решения БЗС, обжаловать решения аятоллы негде. Это неоспариваемое решение верховной власти - как аятолла Майзитис решит, так и будет.

Это вовсе не единственная параллель между Латвией и Ираном. В Иране неоспоримость данной конструкции берегут стражи Исламской революции. У нас тоже действуют похожие "стражи правомерности", которые нападают в соцсетях на Элиту Дреймане, упрекая ее в том, что она "льет воду на неправильную мельницу". Если в Иране сомнения по поводу власти аятоллы обязательно появляются в интересах США и Израиля, то в Латвии критика всемогущества БЗС обязательно происходит в интересах Кремля, "олигархов" или других "плохих".

Дискуссии не ведутся по существу - обсуждается лишь то, кому это выгодно, какие интересы защищает Дреймане, кто за всем этим стоит, и т.д. Обычный стандартный комплект. Если нечего возразить по сути - надо сеять семя сомнений по поводу человека, задавшего вопрос, и демонстрировать подозрения в том, что за этим стоят какие-то "злые" силы. Вся эта методика ужасающе примитивна, но если уж она работает в Иране, государстве с тысячелетними традициями, то почему бы ей не сработать в Латвии?


Написать комментарий