Тот, кто меня стережет

Есть такая профессия — пассажиров охранять

На них можно и не обратить внимания, хотя ходят по составу они в черной униформе. Ну прошел по вагону мужчина, посмотрел по сторонам. Подумаешь, не он один такой ходит. Десятки дефилируют: кто в вагон-ресторан, кто покурить, кто в поисках приключений. Все, вроде бы, по делу. Этот тоже ходит по делу. Охраняет пассажиров от разного рода неприятностей. Он — телохранитель всех пассажиров…



Стреляли…



Служба безопасности на Латвийской железной дороге была организована летом 1993 года, а первые охранники поехали в рейс 31 декабря, — рассказывает Телеграфу начальник охраны фирмы L-ekspresis Венедикт СЕМЕНОВ. — Можно сказать, пассажиры получили своеобразный новогодний подарок в виде охраны.

— Работы, наверное, у них было через край?

На первых порах хватало. Картежники, наркоманы, хулиганы — всякой твари по паре. Как-то в охранника даже стреляли. Он задерживал дебошира, а тот выстрелил. Хорошо, обошлось. Пуля пролетела мимо. Тогда пассажир непуганый был. Да они и сейчас такие. Думают, если в купе едут, то можно разложиться, как дома. Заходят и — все с себя: часы, бумажник на стол, и храпака. Но в купе ведь едут четверо. Двери могут оставить открытыми. Да и разные попутчики случаются.

Однажды один пассажир попал на
15 “штук”. Баксов. Часы “Роллекс”, перстень, деньги… Проснулся, а их нет. Хорошо, сообразил начальнику поезда пожаловаться. Тот охрану задействовал, и вор был задержан. Повезло — на длинном перегоне до Крустпилса ему просто негде было выйти.

— Что, бывают “разборки” за пределами границы?

— Бывают. Тогда для особенно достающих пассажиров вызывается наряд милиции с ближайшей станции. Составляют акт, и приходится буяна высаживать где-нибудь в Великих Луках или Ржеве. Такое случается раза три-четыре в месяц.

Не числом,
а уменьем



— Обычная схема работы охранников — один-два человека на состав. Больше не надо. Получается, на 7-8 вагонов один охранник. Но может быть и больше. В исключительных случаях. Так было перед Новым годом, когда на Москву ходило по 22 вагона. На обычную схему перешли только после православного Рождества.

— Что входит в обязанности охранника пассажиров?

— Говоря казенным языком, охрана общественного порядка. Имущества, людей.

— Как он это делает?

— Обходом. По инструкции, в течение часа-полутора он должен пройти по всему составу от начала до конца.

— Охрана вооруженная?

— Нет. Ведь за границу с оружием они не могут выезжать. Есть спецсредства: дубинка, наручники.

— Права охранника?

— Согласно Закону об охранной деятельности ЛР. Меры он принимает по требованию проводника или начальника поезда. Начальник поезда всему голова.

— Даже когда есть подозрения на самое страшное, терроризм, например?

— Как сказал наш бывший министр МВД, терроризма у нас нет (смеется). Но в любом случае взаимодействовать ему надо только с начальником поезда.

— Ну а если обнаружится “бесхозный” пакет в поезде?

— Это в смысле, если кто-то что-то в пакете специально “забудет”? Кроме того, что мы постоянно предупреждаем пассажиров, чтобы они не забывали своих вещей, по прибытии поезда в пункт назначения охрана обязательно проходит по составу с проводниками и смотрит, чтобы ничего не осталось.

“Разгильдяев
мы не держим”



— Наверное, предъявляете какие-то особенные требования к будущим охранникам?

— Смотрим на физические возможности — работа все-таки не сахар. Берем мужчин лет до 40. Сложилось это “исторически”. Да женщины к нам и не приходят. Сколько работаю здесь, в мае 5 лет будет, даже кандидаток не было. Гражданин или негражданин — не имеет значения. Знания языка? Ну, не ниже 2-й категории.

И надо стараться держать себя в форме. Работа по графику. Можно при желании совмещать. Кто успевает — пожалуйста. Ведь зарплата по нынешним меркам у них невелика — 150-160 латов на руки. В месяц охранник совершает 7-8 поездок. Умножьте на два — день туда, день сюда. Обычно охранник делает 3 рейса в одном направлении. В 4-й рейс, чего душой кривить, он уже засыпает. Тяжело. Ночи-то без сна. По инструкции можно поспать в пункте оборота. Так, приехал в Москву или Питер, поел и — спать в свое купе. Никакой романтики. В этом году, например, даже Новый год пришлось встречать в Москве и Петербурге. Не стали пустые поезда гонять. Но в Москве иногда приходилось и подежурить возле состава. Это когда нацболы хотели “расписать” наши вагоны. Так что отдыхать нашим ребятам, по сути, приходилось одним глазом. Вообще же, не буду скрывать, текучесть есть. С 2000 года ушло 20 человек. Но нехватки в кадрах мы все равно не ощущаем. Да мы ведь и не всякого берем. В основном людей, умудренных жизненных опытом, контактных. Желательно работавших в полиции. А сертификат охранника — это главное.

Охрана не для всех


— Насколько мне известно, охранники у нас ездят только в двух поездах.

— Да, мы работаем во 2-м (Рига—Москва—Рига) и в 38-м (Рига—Санкт-Петербург—Рига) поездах.

— Что же 4-й на Москву не охвачен вашей заботой?

— Такое решение было принято год назад. Его принял совет учредителей L-ekspresis. Все-таки охрана поезда — дело убыточное, как, впрочем, и любая охрана. Она же ничего не производит — только берет. Надо сказать, что оплата охранника заложена в билет вагона СВ — это полтора-два лата. В 38-м и 2-м таких вагонов по 2-3. А что с 4-го возьмешь, в котором больше плацкартные вагоны да общий…

31.01.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий