Весёлые картинки и не очень 1

На улице Шаура люди живут по-разному. В большинстве своем весьма сносно. Это - более-менее благополучные горожане, живущие в собственных домах или в стандартных пятиэтажках, где они приватизировали квартиры или арендуют муниципальное жилье. Но часть горожан, волею обстоятельств поселившихся на этой известной сегодня всему городу улице, могут только мечтать о своем собственном жилье. Речь идет об обитателях домов на ул.Шаура, 23 и 28. Эти люди выживают только благодаря социальной помощи самоуправления. Вернуться в тот прежний, благополучный мир, из которого они выпали, вырваться навсегда из мирка тесных, затхлых комнаток и унылых коридоров казенных домов - для многих из них - голубая мечта. Но не для всех. Потому что те, остальные, уже смирились с жизнью на социальном дне и на большее не рассчитывают. А вот о жильцах дома на ул.Шаура, 26 - отдельный разговор. Именно с этого дома и началось в прошлую пятницу выездное заседание жилищной комиссии городской думы. Пожалуй, больше это походило на экскурсию. А была она организована прежде всего для новых членов комиссии. Должны же они представлять себе, какие жилищные условия ждут тех, кому они вручают «путевку» на ул.Шаура. Поучаствовать в этой экскурсии были любезно приглашены и журналисты газеты «Миллион».

ДВА ЭТАЖА КОМФОРТА НА ШАУРА, 26

Начнем наш осмотр с Шаура, 26, с самого приятного. Потом побываем в социальном доме на Шаура, 28 и, наконец, в социальном приюте на Шаура, 23. Тогда, как говорится, почувствуете разницу, – сказал кто-то из членов комиссии. Забегая вперед, скажу, что разницу мы очень даже хорошо почувствовали, когда побывали на Шаура, 23.
А вот первые два этажа в доме на Шаура, 26 приятно удивили. Буквально несколько дней назад там закончился ремонт и помещения приняла госкомиссия. Все новенькое, с иголочки, сверкает, сияет и радует глаз. Сделано все на уровне евроремонта. И здесь надо похвалить мастеров своего дела из фирмы «Гадиба». Именно эта фирма по результатам конкурса выполняла заказ.
На первом этаже 10 комнат и 2 малогабаритные квартиры. Комнаты светлые, просторные. Отдельные помещения выделены для библиотеки, детской, кухни, столовой, комнаты отдыха. Прекрасные санузлы, душевые. Здесь, на первом этаже, разместится Центр поддержки семьи. Сюда для временного пребывания с целью психологической реабилитации будут направляться члены семьи и даже целые семьи, оказавшиеся в кризисном состоянии и нуждающиеся в срочной психологической поддержке. Уже есть первые кандидаты. Это мать и дочь, пережившие насилие в семье. Несомненно, что в таких комфортных условиях с помощью психолога и других социальных работников их реабилитация пойдет вполне успешно. Одно только тормозит все дело – здесь нет пока мебели и необходимой бытовой техники. На реконструкцияю помещений 183 тысячи латов выделило Министерство по делам семьи и детей. А деньги на все остальное – это уже забота самоуправления. Но городской бюджет не резиновый, хотя в нем на социальные нужды выделены очень большие деньги. Тем не менее, городская социальная служба надеется на помощь спонсоров. На их пожертвования можно было бы обставить этаж мебелью, купить все необходимое. А спонсорам – почет! На благородное дело пожертвовали бы!
Руководитель Управления социальных дел думы  Жанна Кулакова сказала, что готова даже укрепить таблички с именами спонсоров, названиями фирм и политических партий возле комнат, которые они помогут оборудовать.
Второй этаж этого здания радует не только прекрасно сделанным ремонтом, но и современной, хотя и простой, но удобной и рациональной меблировкой. Даже лифт установлен, на котором можно подняться только до второго этажа. Здесь расположены специально оборудованные квартиры для молодых людей с нарушением умственного развития. В конце февраля сюда переедут первые клиенты из Центра социального обслуживания «Калупе». В этом центре они прошли специальную подготовку, чтобы жить уже относительно самостоятельно в квартирах на Шаура, 26. Одновременно происходит модернизация Дневного центра «Цериба» для людей с нарушениями умственного развития. Там создаются специализированные мастерские для людей с инвалидностью, в которых они будут заниматься деревообработкой, шитьем и вышиванием, плетением из лозы и учиться другим полезным навыкам. Все это осуществляется в рамках проекта, цель которого – способствовать реабилитации, интеграции в общество, включить в рынок труда людей с нарушением умственного развития. Проект финансируеся главным образом из Европейского фонда регионального развития (232 тыс. латов). Доля самоуправления и государства – по 29 тыс. латов от каждого. Таким образом общая стоимость проекта – 290 тыс. латов. Из них 150 тыс. выделено на реставрацию и оборудование второго этажа на Шаура, 26, а остальные 140 тыс. – на модернизацию центра «Цериба».
Всего в этих прекрасных комнатах поселятся 25 инвалидов в возрасте от 16 до 35 лет. У каждого будет своя комната, а две или три комнаты займут семейные пары. На этом же этаже будет работать психолог, на прием к которому смогут приходить жильцы из домов №№ 23, 26 и 28 по ул.Шаура. Посмотрят они на всю эту красоту кругом и, глядишь, не захотят уходить отсюда. Журналисты шутили: «И мы бы хотели пожить в таких условиях хоть недельку». «Совершат над вами в семье насилие, тогда приходите, милости просим», – отшучивались члены комиссии.

СОВСЕМ ДРУГИЕ РЕАЛИИ

Поднявшись на третий этаж и выше, мы попадаем в совсем другую обстановку. Здесь ничего не напоминает просторных аппартаментов после евроремонта. Обычная коридорная система: по бокам – комнатки-клетушки. На третьем этаже вовсю идет ремонт. Самый обычный. Красятся стены, окна, двери, ремонтируются санузлы, кухни, электрика. Здесь поселятся дети-сироты, жившие до этого в интернате и достигшие совершеннолетия. По закону самоуправление обязано предоставить им жилье. Условия здесь совсем не шикарные – с общей кухней и санузлом, но после интерната получить отдельную комнату – это для ребят как подарок. Кое-кто из них сам участвует в ремонте, благо все материалы за счет самоуправления. Нужно только руки приложить. Быстрее сделают – быстрее въедут. На 4-м и 5-м этажах та же коридорная система. Когда-то в этом доме было общежитие. По сути, с 3-го по 5-й этаж «общага» и осталась. Только сейчас каждая комната считается как квартира. На 4-м и 5-м этажах жильцы живут с удобствами «в конце коридора». Это жилье уже не является социальным.
Просто оно сравнительно дешевле и поселились здесь, скорее всего, те, кто не может позволить себе что-нибудь покомфортабельнее. Самоуправление начало ремонт 3, 4 и 5 этажей и выделило на это 50 тысяч латов. Для сравнения: на реконструкцию 1-го этажа ушло 183 тысячи латов. Конечно, шикарных апартаментов здесь не получится, но после ремонта все будет выглядеть довольно прилично.
Следующий этап «заседания» – в социальном доме на ул.Шаура, 28. Большой вестибюль бывшей общаги заставлен детскими колясками. Здесь та же коридорная система, а комнатам присвоен статус социальных квартир. Тут нашли пристанище те, кого выселили по решению суда, кому не по карману жить в обычных квартирах, в общем, люди малообеспеченные. Но они должны за это жилье платить сами, тем более, что оно дешевое. Договор заключается на полгода. Некоторые здесь живут по пять лет и больше. Условия проживания не ахти – на весь дом шесть душевых кабин, да и те в подвале. Но для многих (а здесь живут около 300 человек) такое жилье – пока единственный выход. Если не сумеют задержаться здесь, то окажутся на Шаура, 23.

НА «ДНЕ»

На Шаура, 23 новые члены комиссии в полной мере ощутили ранее обещанный контраст впечатлений. Если вещи называть своими именами, то социальный приют на Шаура, 23 без натяжки можно назвать «дном». У входа гостей встречал человек с внешностью бомжа, но, похоже, совершенно трезвый. На лестнице в нос ударил резкий запах хлорки. Ею у входа в здание была густо посыпана лестничная площадка. Видно только таким экстремальным способом администрация приюта надеется избавиться от всякой нечисти, которую могут принести с собой некоторые постояльцы. О том, что в приюте проживает специфический контингент, сам за себя говорит факт присутствия здесь постоянного поста полиции. Из 377 обитателей приюта на Шаура, 23, 20 человек – это люди с отклонениями в психике, а 30 – бывшие заключенные. Хотя, по словам руководителя приюта Светланы Гавриловой, живут здесь и вполне приличные люди. Судьба явно не благоволила к ним, и в итоге они оказались на Шаура, 23. Как говорится, от сумы да от тюрьмы… Кого-то сюда выселили за долги. С кем-то случилась беда – сгорел дом, и человек остался без крыши над головой. Вобщем, разные люди здесь живут. А от кое-кого можно ждать любой неожиданности. Поэтому некоторые сотрудники приюта не расстаются с тревожной кнопкой. Мало ли чего… Здесь вполне уместно сказать теплые слова в адрес работников приюта. Их подопечные – трудный контингент. Работа с ними – не сахар. Тем не менее социальным работникам ценой немалых усилий удается сохранять в приюте дисциплину и порядок.
На первом этаже приюта комиссия оказывается в самой нижней отметке «дна» – в ночлежке. Сюда приходят на ночевку те, кто остался без кола – без двора. Те, кого в народе называют бомжами. Ночлежка рассчитана на 60 человек, в момент посещения комиссии там находились более тридцати обитателей. Вообще
то днем им там быть не положено. Но в морозы в виде исключения разрешают. «Новичков» сначала размещают в изоляторе, где их проверяют на вшивость и на заболеваемость туберкулезом. После морозной или слякотной улицы тут для них настоящий рай. Чисто, тепло и накормят. Можно помыться, постираться.
Остальные помещения приюта оставляют довольно мрачные впечатления. Длинные полутемные, обшарпанные коридоры. Убогая обстановка комнат. На полэтажа два крана для умывания. О какой уж тут личной гигиене может идти речь. На два этажа – 4-й и 5-й – одна кухня. Общий туалет в конце коридора, где нос к носу могут столкнуться, скажем, юная девушка и бывший уголовник. Здание давно нуждается в ремонте. Электропроводка на «ладан дышит». Шесть тысяч латов, выделенных из городского бюджета, хватило только на замену электрощитов. На ремонт здания социальная служба просила по крайней мере 70 тысяч латов. Увы, этих денег самоуправление выделить пока не может. Чтобы реконструировать здание, создать там достойные человека условия, необходима гораздо большая сумма. Едва ли самоуправлению это по силам. Опять же – надежда только на Европу, на европейские деньги. Не только Лондон, оказывается, город контрастов. Социальная сфера обитания на улице Шаура – тоже сплошные контрасты. Этакая модель нашей сегодняшней жизни. Два этажа на аура, 26 – где клиенты службы соцпомощи смогут наслаждаться комфортом. Большей же части жильцов совсем не до комфорта. Остальному контингенту уготовано лишь «дно».
Закончу оптимистической нотой: и все-таки условия жизни жильцов «казенных» домов соцслужбы постепенно становятся лучше. Дума готовит проекты, привлекает европейские деньги, ремонтирует жилье. Самое главное – чтобы претендентов в соцдома и приюты с каждым годом становилось все меньше. А пока их число, увы, растет.

31.01.2006 , 14:11

Борис ЛАВРЕНОВ


Написать комментарий

грустно обо всём этом читать,но каждый выбирает свою жизнь.