Президентский фальстарт Сандры

"Сильный ход" партии Репше с номинированием Сандры Калниете в президенты Латвийской Республики вызвал гомерический хохот в политических кругах. С таким же успехом о претензиях на пост мог объявить сам номинатор — проштрафившийся "автогонщик" Эдгарс Яунупс, после отказа от мандата депутата сейма катапультировавшийся в кресло генсека "Нового времени".

Нет, разумеется, по психологическому типу бывшая министр иностранных дел создана по образу и подобию именно Jaunais laiks. Сентиментальность, доходящая порой до слезливой истеричности, аффектация, дешевое морализаторство и, разумеется, постоянный “оккупационный” рефрен — все это фирменный стиль самого лидера Эйнара Репше, его партии и бывшей гранд–дамы Народного фронта. Непонятно только, почему при этом она заслужила реноме “железной леди” — железная в ней разве что оправа для очков.

Политики Jaunais laiks в очередной раз показали, что являются, грубо говоря, лохами. Они продемонстрировали полное непонимание сути института президентства в Латвии, который за неполные 13 лет уже оброс определенным ритуалом. Дело в том, что в сугубо парламентской республике, представляющей собой сплав дремучей этнократии с парламентской демократией начала XX века и олигархическим капитализмом века XXI, президент реально ничегошеньки не решает. Он может только, скажем так… высказываться по вопросам. Другое дело, что банно–прачечный Гунтис Улманис делал это хуже, а рафинированный интеллектуал Вайра Вике–Фрейберга лучше. Но не суть разница.

Пытаясь протащить в Рижский замок заведомо “партийную” Калниете, репшисты забывают о том, что президент в Латвии — фигура априори компромиссная. Это результат подковерного сговора элит вкупе с тонкой игрой сверхдержав, имеющих влияние на Латвию. Большинство латышского электората, может быть, и захотело бы видеть в кресле президента человека с орлиным политическим профилем Айвара Гарды — да только кто ж ему даст? Поэтому ни Рубикс, ни Шкеле, ни Годманис — никто более–менее позиционированный и “засветившийся” президентом Латвии никогда не будет. Не будет им и Калниете — ее и без того мизерные шансы растворились, после того как она позиционировала себя как политик Jaunais laiks.

Известно, что по части аппетита к братьям по разуму латышская политическая элита превосходит всех едоков Lido в рождественские дни. Партия Jaunais laiks в этом контексте является излюбленным кушаньем Народной партии, которой небезуспешно удается всячески разводить и подставлять неискушенных репшистов, выставляя их эдакими непредсказуемыми дурачками. Свою лепту в разрушение “ымыджа” JL вносит и искрометный юмор Айвара Лембергса, уже несколько месяцев отказывающегося назначить ставленника Репше и Ко Ояра Гринбергса членом правления Вентспилсского свободного порта, то бишь надзирателем над самим собой. А после того как хлопнул дверью министр обороны Репше, падение рейтинга Jaunais laiks и вовсе приобрело характер таяния ледников Антарктиды. Медленно, но верно, к выборам 9–го сейма от этого айсберга останется одна сосулька.

Так что выдвижение С. Калниете уже ничего для JL не ухудшит — потому как ухудшать, собственно, нечего. Видимо, поэтому о заведомо провальной инициативе провозгласил не лидер партии Репше, а номенклатурная “шестерка”. Ведь у Сандры Калниете столько же шансов возглавить латвийское государство, как и у Вайры Вике–Фрейберги — ООН. То есть никаких.

01.02.2006 , 15:00

"Вести сегодня"


Написать комментарий