«100 лет с Пиаф”: взрыв чувств под музыку на сцене театра 1

Фото: Jānis Romanovskis
Фото: Jānis Romanovskis
В рамках турне по 10 городам Латвии, посвященному столетию великой французской шансонье Эдит Пиаф, в Даугавпилсе состоялся концерт знаменитого пианиста Андрея Осокина и одной из самых неординарных латвийских музыкантов молодого поколения Катрины Гупало.

Дуэт представил зрителям концертную программу «100 лет с Пиаф». Впечатлившись концертом, «Наш город.» побеседовал с Андреем и Катриной.

- Почему именно Пиаф?

Катрина Гупало: - Проект с Пиаф начался довольно спонтанно. 100 лет со дня рождения – было понятно, что к этому юбилею надо что-то делать, подготовить нечто грандиозное. И нельзя допустить, чтобы в Латвии ничего по этому поводу не случилось бы. Нас поддержал Институт Франции. Мы это все организовали, и все очень здорово пошло. Интерес публики, зрителей все растет и растет.

Андрей Осокин: - Да, всем очень нравится, везде заполненные залы. Этот тур мы начали 11 декабря, в атмосфере Рождества, а заканчиваем накануне дня Святого Валентина - 11 февраля. И нам уже многие говорят, что не нужно ограничиваться десятью концертами в Латвии. Так что у нашей программы будет продолжение.

- Музыка Пиаф – это эстрадная музыка?

А: - Музыку Пиаф мы привыкли формально называть эстрадной музыкой, но она очень необычна для эстрадной музыки. Это – музыка очень глубокого содержания, всегда интересная и с точки зрения музыкальных элементов, с точки зрения поэзии, и, конечно, из-за того, как она ее исполняла. С какой энергетикой, с каким потрясающим артистизмом, выполняя свою миссию! Концертная программа – полностью на французском, родном языке Пиаф. Это – посвящение французской культуре, музыке и личности Пиаф. Мы хотели включить в программу и что-то понятное любому слушателю Латвии, но решили оставить все французское. Хотя Эдит Пиаф пела песни и на английском языке.

К.: - К тому же, Эдит Пиаф пела вместе с симфоническим оркестром – это огромный музыкальный состав, у которого безграничные возможности. Поэтому аранжировки Пиаф всегда были многогранными. У нас в программе есть как известные всем хиты (Hymne a l’amour, La vie en rose, Milord и Non, je ne regrette rien), так и малоизвестные песни – например, Les Blouses Blanches («Белые халаты»). Но все эти песни нельзя назвать попсой или эстрадой.

- Это уже что-то, приближенное к классике… Или уже классика.

А: - Именно так! Нам с Катриной было интересно посмотреть, как музыку Равеля, Дебюсси (которая, безусловно, повлияла на композиторов, писавших для Пиаф) можно в рамках одного концерта соединить с композициями, с песнями, которые исполняла Пиаф. В итоге получилось сложное музыкальное и театральное действо. Тема мужчины и женщины, тема любви, творчества – центральные для Пиаф. И все эти главенствующие темы ее творчества мы раскрываем в нашем концерте.

- В вашем концерте просто потрясающие аранжировки!

А: - Все музыкальные переложения делал я сам. И это для меня возможность писать аранжировки и импровизировать. Раньше только мои друзья знали о том, что между сонатой Бетховена и концертом Прокофьева я играю что-то для души. И впервые делать это на сцене очень интересно. И в то же время - ответственно и рискованно. Но мне это нравится.

К: - Я первый раз выступаю с Андреем вместе, как певица, и как пианистка. И могу сказать, что эти аранжировки, эти транскрипции Андрей исполняет необыкновенно интересно, с масштабом классического пианиста. У него отлично получаются свежие повороты и фактурные решения, которые просто так не придумываются.

- Под изумительную музыку зрители наблюдали на сцене историю любви?

К: - Это, безусловно, история любви, но очень сложная и необычная. Потому что это – история любви художников, творческих личностей. Это история о необузданной природе любви и о жизни художника в его вечной погоне за вдохновением. Ведь любовь, как и вдохновение, приходит и уходит. Любовь не вечна. И возникает вопрос: что важнее – вдохновение или любовь? И каждому слушателю во время концерта дана возможность самому прочувствовать, интуитивно понять, что ему ближе.

А: - В концертной программе мы даем некие сигналы, намеки и темы. А слушатель может их интерпретировать по-своему. Например, чемодан, с которым Катрина появляется первый раз на сцене - символ странствующего художника.

- Катрин, если бы Вы сейчас встретили живую Эдит Пиаф, о чем бы Вы у нее спросили?

К: - Я бы хотела ее просто обнять...

А: - Хотя репертуар Катрины невероятно большой и разнообразный - для нее Пиаф особо близка. Катрина очень естественно себя чувствует при исполнении именно песен Пиаф. Катрине даже не нужно что-то придумывать, входить в какой-то образ, он для нее очень естественный. И эта музыка для нее органична.

К: - Я получила очень большое удовольствие быть здесь и выступить именно в Даугавпилсском театре. Тут прекрасная и располагающая к игре и импровизациям атмосфера. Сразу чувствуется, что это театр! И мне как актрисе это очень близко. Здесь есть ощущение, что я в своей тарелке. У вас в театре очень красиво!

А: - Приехать в Даугавпилс – это огромная радость. Да и вообще – поездить по Латвии зимой: за окном чудные и прекрасные пейзажи, все деревья в снегу, очень красиво…

- Насколько сложно, Катрин, Вам как актрисе входить в образ Эдит Пиаф?

 К: - А я в него не вхожу (загадочно улыбается). И не выхожу (смеется)… Нет, это не значит, что я – Пиаф. Я не пытаюсь ей подражать – я просто пою. Я не стараюсь копировать ее, копировать один в один ее голос. Может, мы с ней просто в чем-то похожи…

А: - Это не внешнее копирование – это больше внутреннее состояние, что подходит для этих песен. Играть этот репертуар для меня поначалу было сложно, но интересно. А потом я втянулся. У меня в этом музыкальном сезоне вообще очень большой контраст. Это и дебют в Берлинской филармонии, что для классического пианиста – огромное событие.

В Риге, в мае я буду играть Второй Концерт Рахманинова под управлением великого дирижера Владимира Федосеева. А «100 лет с Пиаф» – это выбивающийся из ряда эксперимент, который мне очень нравится.

- Я слышал, что вы собираетесь на гастроли в США...

К: - Да, мы планируем выступать с этой программой в Америке, Германии, Швеции и Польше.

А: - Сейчас осталось последний концерт программы «100 лет с Пиаф». Заключительный и грандиозный концерт состоится в Риге, в очень красивом, атмосферном зале Splendid Palace. Концерт состоится 11 февраля, накануне Дня святого Валентина. Мы очень готовимся к нему. Еще у нас запланированы концерты на конкретные даты в Польше и Германии.

- Насколько близка вам культура Франции?

А: - В Париж мы часто ездим на мастер-классы. Два раза в год там точно бываем. Поэтому все французское нам очень близко. Мы оба просто обожаем творческую атмосферу и свободу, которую находим во Франции!

- А ближе – Париж или Нью-Йорк?

К: - Мне неприлично отвечать на этот вопрос. Потому что надо ответить «Париж», но все-таки это Нью-Йорк. Человека притягивают противоположности, то, чего нет в нем самом. И всегда хочется получить что-то новое для себя. Франция – это свое. А Нью-Йорк – это бешеный ритм жизни, контрасты. Но американцам очень нравится европейская культуры, музыка, особенно славянское начало. Это их очаровывает. Они не могут себе позволить тех вещей, которые позволяем себе мы. Американцы иначе воспитаны и никогда так не поступают, но они в экстазе от поведения европейцев. Эти купания в океане ночью и другие безбашенные поступки…

- Спасибо за беседу и творческих успехов вам!

Автор всех фото - Jānis Romanovskis.

31.01.2016 , 08:00

Андрей Кудирка , Gorod.lv


Написать комментарий

Отличный концерт! Один из лучших в 2015 году. Исполнители - мастера мирового уровня. Жду новых встреч.