Шариат победит демократическим путем

Найти в Риге мечеть нелегко, даже зная ее адрес. Расположена она в небольшой двухэтажной пристройке обычного жилого дома, без каких бы то ни было табличек, не говоря уж о минарете. Имам объясняет, что пристройка — подарок состоятельного единоверца, а на строительство самостоятельного здания храма латвийские власти не дают разрешения.

Сегодня в Латвии проживает около 10 тысяч людей, которых можно было бы условно назвать мусульманами (как всех русских — православными), но далеко не все — верующие. В мечеть приходят максимум 120 человек. В подавляющем большинстве это молодые люди, татары.

Всплеск интереса к исламу у жителей Латвии произошел после событий 11 сентября, когда в мечеть потянулись и русские, и латыши (большинство все–таки русских). Причиной имам считает желание людей разобраться в сущности этой религии, отделить истину от пропаганды, твердящей, что мусульмане и террористы — это синонимы.

Мы беседуем посреди ярких ковров в специальном помещении для женщин, отгороженном от общего зала легкими белыми занавесками. Мамум Хаджи — человек громадного роста и мощного телосложения, имамом стал 8 лет назад. Он родом из Судана. Негражданин. Окончил ГВФ. Жена — христианка, латышка, есть сын. На родине бывает каждый год.

— Ваше отношение к “карикатурному скандалу”?

— Публикацию карикатур я считаю просто глупостью. Cвобода прессы не может быть беспредельной. Пусть западные журналисты в соответствии со своими законами критикуют королей и политиков, но не трогают наши святыни. Наша религиозная традиция запрещает художникам рисовать изображение Посланников, потому что ни одному простому смертному не дано воспроизвести всей полноты их образов.

— Будете ли по примеру общин других стран предпринимать какие–то конкретные действия в знак протеста?

— Нет, не будем. Как же мы, живя в Европе, можем, к примеру, бойкотировать датские товары или работу их миссий? Для этого нет никаких возможностей.

— А как вы относитесь к бурной реакции единоверцев в других странах — вплоть до погромов посольств?

— Я понимаю, что привело к посольствам этих людей, хотя не согласен с их действиями. Мусульмане — очень терпеливый народ, но эти карикатуры переполнили чашу нашего терпения. Мы устали от постоянных лживых обвинений в терроризме, от двойных стандартов. Если бы таким образом задели любую другую религию, был бы мировой скандал, извинялись бы руководители государств, а оскорбления мусульман почему–то считаются нормой. Нам приклеили ярлык терроризма и списывают на это свои преступления. Что, скажите, Буш меньший преступник, чем Саддам, после того, что он сделал с Ираком? Или Гитлер? Или европейцы, которые уничтожили в процессе работорговли 20 миллионов африканцев? И никакого разговора об извинениях, компенсациях…

— Но против войны в Ираке выступало множество людей во всем мире — разных национальностей и вероисповеданий. И от двойных стандартов политиков страдают далеко не только мусульмане — те же русские в Латвии. Может, проблема в том, что мусульманские лидеры недостаточно громко отмежевываются от террористов, несущих смерть под знаменем Аллаха? И почему они не останавливают нынешние погромы? Редактор газеты извинился за карикатуры, а в ответ пошли насмешки над Холокостом…

–Во–первых, мусульманские страны сами страдают от террора того же бин Ладена. Недавним примером стали теракты в Саудовской Аравии. Что до погромов — имамы против этого, но доведенный до отчаяния народ бывает трудно остановить. И главное — Запад этого не хочет. Что значит, редактор извинился? Извинение должен принести датский премьер. Что до Холокоста, то по этому вопросу, как и по любому другому вопросу истории, не считаю возможным иметь свою точку зрения, потому что я не был очевидцем событий. Люди не должны жить прошлым, это часто мешает согласию в настоящем.

Вопрос в другом — точки зрения на историю могут быть разными, на религию — нет. Тут нельзя переступать черту. Речь не только об исламе. Меня точно так же, как карикатура на Пророка, задела бы карикатура и на Авраама, и на Иисуса. Веротерпимость в нашей традиции. В Судане, мусульманской стране, например, христиан очень мало, но у них есть свои храмы и законы шариата к ним не применяются. Никогда в жизни я не видел там скандала на межрелигиозной почве*. В Иране и сейчас есть синагоги. А скольким евреям в годы Второй мировой дали приют мусульманские страны — Египет, Турция, Судан!

Но против антисемитизма поднимается весь мир, против оскорбления ислама — молчание. Я имею в виду на государственном уровне, но власти отказываются это делать. А с другими религиями нам делить нечего. Аллах нам обещает лучшую жизнь в ином мире, если мы здесь ее заслужим, поэтому мы стараемся. Террористы, конечно, искажают ислам. Коран говорит: кто убил, не определил — верный или неверный. Убил одного человека — убил весь мир. Не религии развязывают большинство войн, а политики в погоне за деньгами.

— Проблема в том, что людей особенно удобно использовать, задевая религиозные струны. Карикатуры были опубликованы в сентябре, а скандал разгорелся сейчас — похоже на спланированную акцию.

— Нет, просто очень многие об этом не знали, как и я сам. Наверное, мусульмане в Дании пытались решать ситуацию внутри страны без шума — их там 3,5 процента. Но не нашли понимания.

— Как же нам ужиться в одном мире с такими разными ценностями? Что для мусульманина ислам, то для европейца — свобода слова.

— Свобода не должна быть беспредельной. В конечном итоге такой подход вредит самим европейцам. Взять хотя бы разрешение мужчинам жениться на мужчинах, женщинам на женщинах — это ведет к прекращению рождаемости. Вседозволенность ведет к падению нравов. Вот в Советском Союзе наряду с минусами были и очевидные плюсы — нравственное воспитание, когда молодежь уважала пожилых людей, ценились скромность и порядочность. Но мы ведь не противопоставляем себя миру — переселяясь в европейские страны, мусульмане следуют их законам.

— Почему же скандал с карикатурами не разрешить при помощи Европейского суда?

– Это вопрос этики. Один скандал можно разрешить, но нужно извлечь из него уроки — граждан многоконфессиональных государств начиная со школы нужно учить терпимости и уважению к людям других взглядов.

— Есть опасение, что, однажды поддавшись давлению ислама, европейские ценности будут отступать все дальше, шариат начнет вытеснять светские законы.

— Если и начнет, то исключительно демократическим путем. Чем больше граждан–мусульман будут участвовать в выборах, тем больше выберут депутатов в свою пользу. Так что все по правилам.

13.02.2006 , 17:42

"Вести сегодня"


Написать комментарий