Вышла «Краткая история стран Балтии». На удивление приличная 3

В Институте Европы Российской Академии наук состоялась презентация и обсуждение книги Андрейса Плаканса «Краткая история стран Балтии», вышедшей в широко известной серии «Национальная история» издательства «Весь мир». Автор книги, профессор университета Айовы (США), уроженец Латвии, сумел написать добротный и взвешенный очерк истории региона, охватывающий огромный отрезок времени – от первого появления человека на восточном побережье Балтийского моря до наших дней, сообщает журнал «Международная жизнь».

По словам директора Института Европы РАН Алексея Громыко, история – одна из самых манипулируемых наук в мире. Историк часто испытывает сильное влияние со стороны субъективного фактора, ему сложно отрешиться от собственных взглядов. Тем более ценно, что новый труд характеризуется максимально сбалансированным взглядом на события прошлого. «Балтийский регион привлекал внимание великих держав на протяжении более пяти столетий и постоянно был ареной соперничества крупнейших стран. Неудивительно, что история стран Балтии насчитывает множество интерпретаций, подчас противоречащих друг другу», — заметил А.Громыко. С этим тезисом сложно не согласиться, особенно если вспомнить историю создания и деятельности российско-литовской и российско-латвийской комиссий по, так называемым, спорным вопросам истории.

Руководитель Центра стран Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН Алексей Комаров считает, что Андрейс Плаканс решил сложнейшую задачу, написав историю не отдельной страны, а целого региона в контексте истории мировой. Все три страны Балтии – соседи России. Ученый поделился опытом своей многолетней работы в рамках действовавшей еще с советских времен смешанной советско-финляндской комиссии историков. «Мы успешно обсуждали сложные вопросы истории, не превращаясь в антисоветчиков, так же, как и наши финские коллеги – в марксистов», — заметил эксперт. По его мнению, этот опыт вполне мог бы быть при наличии политической воли востребован в деятельности российско-литовской и российско-латвийской комиссий историков.

Известный журналист и историк Максим Артемьев считает, что книга написана без клише и сумела объединить под одной обложкой очень разные нарративы, в числе которых сравнительно мало известные русскому читателю. Плаканс дает и критический анализ проведенных в 1990-х годах реформ, не закрывая глаза на их негативные последствия, в особенности падение уровня жизни, эмиграцию квалифицированных специалистов и рост числа самоубийств. Этим труд А.Плаканса выгодно отличается от работ ряда своих коллег, почти не акцентирующих внимания на трудностях процесса интеграции стран Балтии в европейское политическое пространство.

Российский историк и политолог, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей отметил, что период Второй мировой войны в книге можно было бы отразить более подробно.

В частности, полицейские батальоны и другие коллаборационистские подразделения Прибалтики участвовали не только в Холокосте, они оставили о себе очень недобрую память на территории России, Белоруссии, Украины.

Только в операции «Зимнее волшебство» на территории Псковской области и Белоруссии, ударной силой в которой были полицейские батальоны, было уничтожено более 12 тыс. человек. Ударной силой этой акции были, в частности, латышские полицейские батальоны.

А.Плаканс сумел показать, что все народы, когда-либо проживавшие на побережье Балтики, внесли свой вклад в развитие региона и, что внимательное изучение прошлого должно стать залогом гармоничного будущего, без которого немыслимо сохранение собственной идентичности народами Балтии в условиях процессов глобализации. Российское научное и культурное сообщество готово к развитию многоплановых взаимоотношений со странами Балтии при условии честного и открытого обсуждения всех спорных вопросов. Выход на русском языке книги Андрейса Плаканса стал тому ярким свидетельством.

Сам Андрейс Плаканс в интервью Baltnews сказал, что исторический опыт свидетельсвует:  жителей Балтийского региона завидные способности приспособления и выживания.

— Историк является ученым. Но историк — также человек, который описывает факты и излагает их в соответствии со своими представлениями и жизненным опытом. Возможно ли при взгляде на развитие региона в последние столетия единое «латышско-немецко-русское» видение?

— С того времени, как я избрал для себя профессию историка, в США, во второй половине 60-х годов, на меня повлияли исследовательские модели, которые использовали мои коллеги в двух профессиональных организациях. Речь идет об Американской ассоциации содействия развитию славянских, восточно-европейских и евразийских исследований, а также об Ассоциации по улучшению исследования Балтии, или Балтики. Обе эти организации всегда ценили междисциплинарное, межкультурное и сравнительное мышление. Интеллектуальные модели в обоих случаях всегда содержали убеждения, что возможно описать прошлое, используя интеллектуальные модели, которые могут синтезировать разные взгляды, в том числе и различное национальное видение.

В целом я согласен с этой идеей. Для меня притягательным в профессии историка всегда был метод плюрализма. Некоторые из моих коллег-историков из вышеупомянутых организаций предпочитают национальный подход, другие — межнациональный подход. Некоторые писали монографии одного автора, другие участвовали в работах нескольких.

Теоретически, я уверен, что история конкретного региона может происходить от совместной национальной точки зрения на прошлое. Но успеха в таком предприятии надо достичь, как об этом выражался римский историк Тацит, sine ira et studio («без гнева и пристрастия»).

— О чем нам говорит исторический опыт Балтийского региона? Какие уроки мы можем извлечь?

— Это, возможно, самый трудный из ваших вопросов. Он предусматривает ценность диапазона истории, существования при крайних идеях. С одной стороны — мысль о том, что человечество не извлекает уроков из прошлого и повторяет свои ошибки снова и снова. Другой постулат, что только прошлое — уникальное хранилище мудрости.

На мой взгляд, история Балтийского региона слишком сложна, чтобы преподать легкие уроки: она содержит доказательства большого разнообразия человеческого поведения — от самого подлого до самого достойного. Возможно, один из уроков заключатся в том, что комплексные формы социального, экономического и политического взаимодействия могут просуществовать очень долгое время: у жителей Балтийского региона завидные способности приспособления и выживания.

Другой вариант может заключаться в том, что лучше ожидать неожидаемое: современная история региона в большой степени характеризуется непредсказуемостью. Но это клише. На мой взгляд, знания прошлого, в том числе, прошлого Балтии, имеет смягчающее, дидактическое назначение. Это знание делает наше мышление более глубоким и помогает уйти от того, что некоторые бы назвали «тиранией настоящего». Это тоже клише, но с другой стороны клише иногда воплощает истину, которая заслуживает того, чтобы мы ее повторяли.


Написать комментарий

Блин история......

Запомните, весь мир лжет, только Россия говорит правду!

vovan а ты правду говоришь поклянись пионэрским галстуком.

Написать комментарий