Как «высидеть» наукоемкий бизнес

Все хотят, чтобы Латвия процветала. Но не знают, какие бизнес-культуры нужно посадить на нашей земле, чтобы они плодоносили. Одни ратуют за сохранение уже прижившегося сервиса (обслуживание грузовых и финансовых потоков), другие утверждают, что нужно культивировать производство. Третьи добавляют: наукоемкое производство. В последних двух случаях все упирается в наличие денег и идей.

Что любопытно: пока Латвия в очередной раз изобретает велосипед, весь мир пользуется таким универсальным инструментом, как бизнес-инкубаторы, в которых “выращиваются” инновационные высокотехнологичные предприятия. У нас же пока только говорят о необходимости переориентации промышленности на создание товаров с высокой добавленной стоимостью, что невозможно без тесного сотрудничества ученых и производителей. Однако наука с производством в нашей стране смыкаются пока плохо. И дело тут не столько в недостаточном количестве денег, сколько в политической воле и грамотном управлении процессом.

Возьмем для примера опыт создания инкубаторов в Израиле. Для Латвии он может быть наиболее интересным, так как наши страны роднит отсутствие полезных ископаемых, больших территорий и многомиллионного населения, чем могут и хвастаться, и гордиться Америка, Россия или Германия.

Израильский опыт

Концепция создания и развития бизнес-инкубаторов в Израиле принята правительством. Курирует их деятельность Бюро главного ученого при Министерстве промышленности и торговли, которое имеет отдельную строку в бюджете страны. Столь серьезный подход свидетельствует о том, что власти не прячут голову в песок, а признают: начальная стадия становления бизнеса, тем более инновационного, наиболее рискованная. Частные инвесторы не горят желанием давать деньги под идею, поэтому на помощь предпринимателям приходит государство, которое берет на себя до 85% финансового риска, с которым сопряжен процесс превращения технологической идеи в коммерческий продукт. Посредником между государством и потенциальным производителем выступают бизнес-инкубаторы, куда может обратиться человек, имеющий идею, но не имеющий достаточного количества денег и технической базы для ее воплощения. При всем этом в Израиле прекрасно понимают, что только половина проектов, отрабатываемых в инкубаторах, окажется жизнеспособной и приведет к конкретному результату. Однако это никого не пугает, и государство выделяет деньги под проекты, связанные с электроникой, коммуникациями, программным обеспечением, медициной, химией, биотехнологиями. В начале 90-х годов особым направлением стало создание бизнес-инкубаторов для обеспечения занятости квалифицированных специалистов-иммигрантов из стран бывшего СССР и Восточной Европы.

Для раскрутки нового бизнеса в Израиле предприниматель может получить до 180 тыс. USD безвозмездной субсидии. При организации ориентированного на экспорт бизнеса выдаются средства на проведение маркетинга, изучение рынка и даже на организацию рекламной кампании.

Теория стола на четырех ножках

В Латвии пока работает один бизнес-инкубатор, расположенный в Латвийском технологическом центре (ЛТЦ). Финансирует его Министерство образования и науки, выделяя на нужды инкубатора около 50 тыс. Ls в год. За десять лет через инкубатор прошло 55 фирм. Сейчас в стенах инкубатора работает 23 компании, которые на льготных условиях пользуются помещениями, информационными услугами, секретариатом, бухгалтерией, оргтехникой, инженерными коммуникациями, а также получают консультации по делопроизводству. Как рассказал “Телеграфу” директор ЛТЦ Янис Стабулниекс, в перспективе будут и юридические консультации. Но главным вкладом инкубатора в развитие фирм г-н Стабулниекс считает поиск зарубежных партнеров и помощь в налаживании международных связей.

Однако, несмотря на все старания, того размаха, что в Израиле, у нас нет. Способствовать развитию высокотехнологичных производств в Латвии призвана Национальная программа инноваций, на реализацию которой в этом году выделено 180 тыс. Ls.

Но эта программа, как и многие другие, созданные в недрах Министерства экономики, фактически не работает. Астрида Бурка, заместитель директора промышленного департамента Минэкономики, видит выход в возможности получать помощь из структурных фондов Евросоюза, в том числе для развития новых продуктов и технологий. И все же полагаться лишь на Европу вряд ли стоит, поскольку она мало заинтересована в появлении высокотехнологичных и наукоемких производств. Кивать же на отсутствие денег тоже не стоит, поскольку существует масса моделей финансирования инкубаторов. Кстати, в Израиле в сфере помощи бизнесу проповедуется “теория стола на четырех ножках”: финансы, информация, консультирование, обучение. Без любой из этих “ножек” стол стоять не будет. Иными словами, поддержка малого и среднего бизнеса должна быть комплексной. Только тогда она принесет реальный результат.

25.08.2004 , 14:50

"Телеграф"


Написать комментарий