«Нельзя жить с мыслью о мести – это разрушает душу»

В Латвии уже стало приметой: если правые политики начинают «наезжать» на главу Управления натурализации Эйжению Алдермане, значит, приближаются выборы. Недавно справедливость этого наблюдения подтвердило объединение ТБ/ДННЛ. Сама г-жа Алдермане смотрит на происходящее философски: слухи об отставке появляются, когда ты что-то делаешь правильно, а это кому-то не нравится.


Управление натурализации создавалось не для подготовки филологов


Простое совпадение?


- Я патриотка, я ужасная патриотка Латвии. И потому считаю, что должна сделать все от меня зависящее, чтобы здесь и сейчас все жили в мире, чтобы не пугали и не боялись друг друга. В Управление натурализации и первый стул, и первый карандаш я принесла почти 12 лет назад. За эти годы поняла, что та или иная партия в год выборов делают ставку на гражданство, а это очень чувствительный вопрос.

- Может потому, что за четыре года нахождения в Сейме они ничем особым похвастаться не могут, вот и начинают давить, простите, на больную мозоль. Хотя цель их ясна – притормозить процесс натурализации.

- Я чиновник, и потому не могу анализировать решения политиков. Свой повышенный интерес к нашему ведомству они часто объясняют мне простым совпадением: дескать, пожелали плотнее ознакомиться с процессом натурализации, высказать свои мнения и предложения.

Но наше управление и так постоянно в центре внимания. Потому любой вопрос оттачиваем до блеска. Захотели парламентарии посмотреть на нашу работу ради бога: мы открытое учреждение, наши сотрудники хорошо подготовлены, они профессионалы. Наши специалисты работали с экспертами Совета Европы, стажировались в Кембридже, сотрудничали с Институтом Гете. Мы работаем в соответствии с международной практикой.

А вот профессионализм проверяющих меня очень даже смущает. Все учились в школе, вот и кажется, что все знают, как надо учить и как проверять. Но методики у нас не школьные. И критерии другие, здесь исключен субъективизм вроде «мне так кажется» или «я так думаю». Надо понимать, что мы не филологов готовим. Есть «уровень порога» – способен ли человек общаться на бытовые темы, понимает ли информацию? Это, кстати, тот порог, с которого человек начинает повышать свой уровень владения языком.

Не надо путать либеральность с корректностью

- Могу представить, что будет твориться в ваших кабинетах, когда не только Народная партия, но и другие пожелают заняться вами. Всем ведь хочется проявить предвыборную активность, а заодно выставить себя жестким поборником якобы национальных интересов.

- Круг вероятных проверяющих обозначен постановлением Кабинета министров. Это руководители Управления натурализации, соответствующие работники министерства юстиции, члены комиссии по делам гражданства. Последние и должны осуществлять парламентский контроль. Если же партии решат, что все члены их фракций могут стать проверяющими, то я и не представляю, какой психологический груз падет на наших работников и особенно на претендентов на гражданство.

Меня упрекают в либеральности, путая это понятие с корректностью. Я же считаю, что корректность – норма для чиновника правового государства, что, кстати, особо подчеркнуто в нашем профессиональном кодексе этики. Всем, кто приходит к нам на работу, мы объявляем: у вас могут быть любые политические взгляды, вы можете состоять в любой партии, но – после 18.00, а до этого часа вы – государственные чиновники.

- Видимо, это и не нравится политикам. Не потому ли некоторое время назад ваше управление оказалось в центре якобы коррупционного скандала? Едва ли не каждый день мы слышим о коррупции в полиции, на таможне, в самоуправлениях, а для публичной порки выбрали вас. К чему бы это?

- Допускаю, что на нашем примере решили показать Европе, как в стране искореняют коррупцию. Сообщили, мол, «несколько работников Управления натурализации были задержаны…» Во-первых, двое – это не несколько. А во-вторых, суд еще не вынес определения, и потому делать выводы нельзя. Мы же установили, что наша экзаменационная комиссия к этому факту отношения не имеет.

Поскольку этот случай имел большой резонанс, мы подписали договор с независимой и весьма въедливой общественной организацией Providus, чтобы она посмотрела на нас свежим и незашоренным взглядом. Не думаю, что найдутся госучреждения, способные на подобный шаг.

Нам постоянно напоминают, что мы важная политическая структура, потому что вопросы гражданства связаны не только с правовым государством, они связаны с безопасностью. А раз так, то в столь значимом учреждении на одно свободное место должно быть как минимум 10-15 заявок. У нас 183 штатные единицы, более 40 мест вакантно. И не потому, что нет профессионалов, нет желающих работать на довольно горячем месте за весьма скромные деньги.

Натурализацию никто не тормозит


- Подтвердите или опровергните слухи, что в предвыборный год темпы натурализации искусственно замедляются.

- Ни Кабинет министров, ни министерство юстиции процесс не тормозят, это исключено. Просто поток претендентов велик, потому присвоить гражданство раньше, чем через шесть-семь месяцев, не получается. Судите сами. Человек сдал экзамены, его документы возвращаются в региональный отдел, пополняются информацией Управления по делам гражданства и миграции и приходят к нам. Мы посылаем запрос в четыре инстанции – Центр документации последствий тоталитаризма, УДГМ, министерство юстиции и полицию безопасности. Каждое ведомство дает ответ в течение месяца. Если возникает необходимость – в течение трех месяцев. Затем мы готовим постановление Кабинета министров. Кстати, только что мы передали в правительство список из 643 фамилий. Кабинет рассматривает вопрос максимум через две недели после нашего представления. Мы не можем работать менее корректно, не можем торопливо проверять дела, поскольку в этом случае у претендента могут возникнуть лишние проблемы.

Замечу, что процесс натурализации замедляется лишь для некоторых претендентов. И по объективным причинам. Например, некоторым приходится отказываться от гражданства других стран, а в каждом государстве свои законы и правила. География этих стран расширяется. Это Россия и Украина, Белоруссия и Литва. Наметилась и такая тенденция – жители Латвии, в свое время избравшие местом своего постоянного проживания Израиль, европейские страны, США и Канады, возвращаются домой.

Мы тут посчитали, что за 12 лет латвийское гражданство приняли представители почти 90 национальностей. А всего в Латвии 115 национальностей! Недавно натурализовался тат. До этого никто в управлении даже не слыхал о такой народности, живущей в российском Дагестане.

- Полагаю, у вас есть какие-то политические симпатии, которые, будучи руководителем Управления натурализации, вы не проявляете. Следовательно, руководствуетесь какими-то этическими, нравственными нормами…

- Я человек верующий, католичка. Католическая церковь очень многонациональная. В минувшую субботу была в костеле, и пастырь как раз говорил о недоброжелательности, о злости – с чем мы очень часто сталкиваемся. Не печальтесь, говорил пастор, если кого-то это коснется, Бог все рассудит правильно, об этом и думайте в таких случаях. Что я и делаю.

А еще я чту заповеди отца, 11 лет проведшего в воркутинских лагерях. Я была еще девчонкой, когда он умер, но всю жизнь я буду помнить его слова: «Никогда не оскорбляй человека, никогда не говори с людьми с недоверием об их вере и национальности – это больше всего затрагивает их чувства. А если человека что-то затрагивает, у него проявляются эмоции, чаще всего недоброжелательные». И еще: «Никогда не живи с мыслью о мести и ненависти – это разрушает, это уничтожает душу». Согласитесь, святые слова…

20.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий