Марис Гулбис: «Репше – питон, остальные – кролики»

Возглавляемое экс-министром внутренних дел и бывшим членом партии «Новое время» Марисом Гулбисом политическое объединение «Новые демократы» собирается сотрудничать с крайне радикальной партией «Все - Латвии!». Вчера Марис Гулбис встретился с ее руководителем Райвисом Дзинтарсом и обсудил с ним возможность объединения. Стороны даже решили создать рабочую группу, которая бы занялась изучением этого вопроса. Об этом и не только «Час» решил побеседовать с Марисом Гулбисом.

Г-н Гулбис, «Новые демократы» называют себя центристской партией. Почему вы решились на сотрудничество с «Все – Латвии!», которая известна своими радикальными взглядами?

- Мы хотим объединить новые силы в политике, потому что прежняя политическая элита себя исчерпала. «Все – Латвии!» – новая партия. Но рассматривая возможности сотрудничества с нею, я буду очень осторожен. Мы хотим убедиться, что они прогнозируемы, что они не переступили черту дозволенного в своих взглядах, призывах, действиях… Я правый политик – но я не радикал.

- Вы сказали, что есть граница, за которую нельзя заходить. А где она начинается?

- Наши избиратели хотят, чтобы «Новые демократы» искали возможности для объединения. Мы намерены обсуждать с представителями «Все – Латвии!» возможности сотрудничества, но, например, призывы, чтобы русские уехали отсюда, для нас неприемлемы. Мы реально смотрим на ситуацию: никто никуда не уедет.

- C кем еще вы хотели бы сотрудничать?

- Мэр Вентспилса Айварс Лембергс – новый человек в большой политике. Мне кажется, он слишком долго держит паузу – пора бы уже заявить, намерен ли он пойти в политику или нет. Думаю, он скажет «да». Его рейтинг на сегодняшний день не ниже, чем у президента Латвии. Важно и то, что ему не присущ радикализм.

- Вы вели переговоры с Лембергсом – предлагали ли ему вступить в ряды «Новых демократов»?

- Мы разговаривали по телефону. Я спросил, собирается ли он идти в политику и не хочет ли стать нашим локомотивом. Он ответил, что не знает… Но он не сказал нашей партии «нет». В мае он, вероятно, огласит свое решение. Лембергс сейчас на пике, а «старые» политики – Калвитис, Репше, Бригманис и другие – стремительно теряют популярность.

- Недавно появилась Партия пенсионеров. Она вам неинтересна?

- Пока нам не удается найти с нею контакт. Эта партия – популистская: обещает, что в следующем году пенсия будет 150 латов. Но это нереально! Если мы сможем увеличить пенсии на 20 латов, это будет большим успехом – на это потребуется 100 миллионов латов. При желании мы можем найти эти деньги – например, отказавшись от строительства Национальной библиотеки и концертного зала.

- Вы предлагали снизить расходы на оборону…

- В Эстонии уже обсуждается вопрос о том, что 2 процента от ВВП на нужды обороны – слишком много. В Германии на эти нужды уходит 1,2 процента. Возникают сомнения и в целесообразности трат. Экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что война в Ираке была ошибкой. Так что пора сокращать финансирование минобороны.

- Когда решался вопрос о поддержке правительства Калвитиса, вы воздержались, что равно- значно голосованию против. Чем вас не устраивает действующий Кабинет?

- Народная партия, находясь у власти, реализует свои бизнес-проекты. Она обслуживают предпринимателей. Вот и нынешний министр экономики сейчас будет заниматься приватизацией предприятий, потому что это кому-то выгодно. Все это не идет на благо людей….

- А выход «Нового времени» из правительства, на ваш взгляд, был оправдан?

- Это была самая большая ошибка «Нового времени». Я сам был членом этой партии и знаю, что «нововременщики» не умеют работать в оппозиции. Они привыкли быть у власти, привыкли к служебным машинам и секретаршам. В оппозиции они не в состоянии сплотиться и могут разбежаться в разные стороны.

- Как вы считаете, разговоры о расколе в «Новом времени» имеют основания?

- В этой партии – как в зоопарке. Репше – питон, а все остальные кролики. Питон обычно ест этих зверьков, но с кем-то из них может и «подружиться» – пока ему это выгодно. Но стоит кролику ослушаться, он будет наказан. Думаю, что по инерции на этих выборах «Новое время» наберет еще довольно много голосов, но если в игру вступит Лембергс, часть электората партии Репше проголосует за него.

- А сколько мест в следующем Сейме могут получить «Новые демократы»?

- Я точно знаю, что пройду в парламент, но конкретную цифру назвать пока затрудняюсь.

- На русскоязычного избирателя вы рассчитываете?

- Русский избиратель нам интересен. Сколько можно голосовать за левых? Они никогда не были и, вероятно, не будут у власти. Если русские будут голосовать за правые партии, то, возможно, исчезнут радикальные латышские силы – ведь радикализм возникает в ответ на оппозицию.


Написать комментарий