Узник Динабургской крепости 10

16 апреля исполняется 185 лет со дня рождения известного художника Альфреда Ромера, который за участие в Январском восстании в Варшаве был заключен в Динабургскую крепость.

Список известных узников Даугавпилсской крепости не велик, но весьма представителен. Почти четыре года здесь провел в заключении поэт и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, около восьми месяцев – русский революционер-народник Николай Морозов. Отбывали наказание в крепости историк и писатель Венедикт Мякотин, экономист и журналист Алексей Пешехонов.

И вот новое имя – Альфред Ромер, художник, не побоимся этих слов, с мировым именем, скульптор, медальер, этнограф, искусствовед. «Своим» его считают литовцы, поляки, белорусы. И неслучайно. Ромер родился в Вильно, последние годы жизни провел в имении Каролиново Поставского района Витебской области Белоруссии. Боролся за свободу Польши, участвуя в Варшавском восстании.

Гордость храмов

 Кому доводится бывать в белорусском Пинске и в Камаях Поставском района, обязательно посещают местные костелы.

Один из самых старинных храмов Беларуси – костел Успения Девы Марии – считается символом Пинска. Его башни и колокольня, которую пинчане назвали «пизанской» за отклонение от вертикали, заметны издалека. Он не был взорван в советское время, в нем сохранились статуи и иконы эпохи позднего Средневековья. На каждой службе здесь звучит один из старейших в стране органов, а самому костелу Ватикан присвоил почетный титул «малая базилика». Эти древние стены хранят немало тайн, и одна из них связана с «Пинской Мадонной» – картиной Альфреда Ромера, которая появилась в костеле в 1894 году. Ромер написал ее за 3 года до своей кончины, и «Пинская мадонна» считается духовным завещанием художника потомкам.

Изображенная живописцем босая молодая женщина в голубой накидке с распущенными волосами и челкой под развевающимся платком по-матерински бережно держит на руках младенца. Лишь по лучу яркого, словно идущего с неба света, по легкому нимбу над ее головой можно понять, что это не просто мать человеческая, это — Мадонна.
«Пинской» назвали Мадонну неслучайно. Прообразом послужила горожанка, говорят, что красавица-еврейка (в те годы в Пинске была большая еврейская община). К сожалению, имя женщины, позировавшей Ромеру, до сих пор остается неизвестным.

Другое, не менее известное полотно – «Иисус Христос и сирота», или, как его еще называют «Иисус и утрата» – и сегодня является истинным украшением костела в Камаях. Говорят, художник подарил его храму буквально за несколько дней до своей смерти. Картина расположена в храме слева от алтаря. Словно защищая, сильный мужчина утешает подростка, в одночасье потерявшего родителей и оставшегося сиротой. И опять лишь нимб над головой защитника дает нам понять, что опекает мальчика Сын Божий.

Патриотизм в наследство

Предки Альфреда Ромера принадлежали знатному саксонскому роду. Отец – художник Эдвард-Ян Ромер – был участником польского восстания 1830 года, приговаривался к пожизненной ссылке и смертной казне, которые были заменены более мягким наказанием.

Патриотизм и преданность родине в Ромерах воспитывалось из поколения в поколение. О Ромерах так и говорили: «Любовь к родине у них передается с молоком матери».

Один из современников Ромера отмечал, что тот был человеком «безукоризненной честности и правильности, деликатным, предупредительным, всегда милым и веселым. Он не любил черствости и крайностей, был очень трудолюбивым, хорошим гражданином».

Кстати, единственная дочь Альфреда Ромера, Хелена, также рано встала на путь борьбы за независимость. Она принимала активное участие в деятельности тайной Польской военной организации, была знакома с Юзефом Пилсудским. Позже Хелена вспоминала: «Пилсудскому я была верна с той самой минуты, когда познакомилась с ним в Кракове в 1912 году и заглянула ему в эти наши, такие литовские, глаза. Он мне напоминал деда и отца, что-то самое дорогое, близкое и глубокое…».
В 1863 году Альфред Ромер не только с оружием в руках сражался на стороне повстанцев. Художник оставил уникальное наследие – портреты участников восстания. Среди них – карандашный набросок священника Болеслава Александровича, который провел с графом Плятером его последнюю ночь в камере Динабургской крепости.

К сожалению, нет данных, подтверждающих, что Ромер содержался в казематах Динабургской крепости одновременно с Леоном Плятером, возглавившим польский мятеж в Латгалии. Граф был расстрелян (из других источников – повешен) в 11 часов утра 27 мая 1863 года на песках за крепостью, вблизи железнодорожного полотна Рига-Динабург. Накануне к осужденному пришел священник Болеслав Александрович, портрет которого работы Ромера хранится в Литовском национальном музее.

Жизнь продолжается

После заключения и короткой ссылки художник продал имение, имущество и переехал в Мюнхен, где продолжил обучение живописи в Академии роскошной живописи. После отправился в Италию, где совершенствовал мастерство, копируя работы великого Веронезе. Мюнхен, Краков и Париж лучше подходили для учебы и творчества, но тоска по родине звала домой.

В 1874 году Ромер вернулся в Литву, женился и поселился в Каролинове – усадьбе своей жены, графини Ванды Сулистровской. Последующие 10 лет были одним из самых плодотворных периодов в его жизни. Завзятый библиофил, Ромер приобретал рукописи и документы, которые затем передавал в музеи Кракова и Львова. В это время он много писал, выбирая для картин сюжеты из жизни и быта простого народа.

В Минской области есть поселение Нарочь. Но зовется оно так последние полвека, а раньше называлось «Кобыльник». Чтобы вылавливать в Полесье язычников и приобщать к христианской вере, в 1434 году в Кобыльнике построили костел — один из первых костелов в этих краях. Но простоял он недолго – сгорел. Через 17 лет поставили новый, и опять деревянный. И вновь несчастье: полюбил костел «красный петух». Костел горел, когда было Московское нашествие, в 1654 году. Отстроили, простоял век без малого и загорелся снова — люди едва успели затушить. А после пожара в конце XIX века остались только колокольня и память – картина Альфреда Ромера «Костел в Кобыльнике», написанная в 1880 году.

В 1884 году – вновь заграница: Ромер переехал в Краков, где участвовал в работе Комиссии истории искусства академии. Закончил писать и опубликовал монографию «Польские пояса. Их фабрики и знаки», один из разделов которой был посвящен слуцким поясам. В 1889 году художник окончательно вернулся на родину в Каролиново, где жил и творил до последнего дня.

Альфред Ромер похоронен в домашней усыпальнице в костеле Св. Марии в Тракае.

Всего за свою жизнь художник создал 63 живописных полотна, 81 пастель, 41 медальон, 9 скульптур, несколько десятков рисунков, пейзажей и акварелей, копий икон и портретов.

16.04.2017 , 08:05

подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Христос Воскресе Христиане.
Могли б поинтересоваться , что узником был еще и Муса Джалиль.

Христос Воскресе Христиане. Могли б поинтересоваться , что узником был еще и Муса Джалиль. .

А кто про это забыл?

Я уж думала только Ротко Даугавпилс. прославляет.

Хвастаться узниками?? Вы что так курите??

Единственная АДЕКВАТНАЯ, полит-корректная статья на этом портале.

ведь целью так называемых" знаменитых" участников Латгальского восстания поляков было ВЫРЕЗАТЬ своих соседей православных ,которых горнизон этой крепости и спас! Так что прославлять и некого оказывается...

Извините:"гАрнизон"

Простите-"гАрнизон"

простьте;"гАрнизон"

простите;"гАрнизон"

Написать комментарий