В небе над Даугавпилсом: как город авиацию поднимал и авиашоу устраивал 4

Французский авиатор Бриндежон де Мулине
Французский авиатор Бриндежон де Мулине
Авиационный век Даугавпилса начался в июне 1911 года, когда двинчане восторженно приветствовали полеты знаменитого русского летчика Сергея Уточкина.

И вот 10 июня 2017 года, спустя столетие, на празднике города в Даугавпилсе состоялось яркое авиашоу, в последние годы ставшее уже традиционным.

Трудно представить, как бы оно потрясло наших предков, которые были в восторге лишь от того, что самолет просто поднялся в воздух, если эта почти часовая программа впечатлила даже наших современников: демонстрация спасательной операции одного из парашютистов, парашютный десант, акробатический пилотаж Як-52 и МИ-17, забор в Bambi Buckets (подвесную водяную емкость) воды, которую используют для тушения пожаров, и, конечно же, завораживающие трюки в исполнении авиационной группы высшего пилотажа «Балтийские пчелы».

 Самолеты ВВС Латвии

Как Даугавпилс авиацию поднимал

Наш город и край внесли свой вклад в историю освоения неба. Среди уроженцев Двинска – Леонид Григорьевич Минов, легендарная личность, организатор первого парашютного десанта в Советском Союзе, комбриг Военно-воздушных сил Красной армии. Латгалия – родина легендарного летчика и первого авиационного генерала Латвии Язепа Башко. Без малого полвека в Даугавпилсе работало военное училище по подготовке инженерных кадров для авиации. В советское время в городе действовал аэропорт – пару десятилетий назад из Даугавпилса самолетом можно было слетать Москву, Минск, Ригу, Лиепаю.

Двинск и на заре авиации был популярен у летчиков. Так, с 10 июня по 2 июля 1913 года французский авиатор Бриндежон де Мулине совершал перелет Париж – Петербург – Париж. Вечером 15 июня он приземлился в Двинске, пролетев расстояние в 550 км от Варшавы до нашего города за 5 часов 40 минут. Посадка в Двинске была неудачной: произошла поломка колеса. Потребовались большие усилия двинских любителей авиации, чтобы к утру 16 июня восстановить самолет и осуществить его вылет по маршруту Двинск – Псков – Петербург. 

Помимо нынешнего аэропорта-долгостроя было в авиационной истории города и такое. В 1909 году житель Двинского уезда по фамилии Виндель официально заключил у нотариуса договор с крестьянином Звирбулем о том, что он, Виндель, обязуется до 1 мая построить воздушный корабль, который смог бы не только подниматься в небо с двумя пассажирами, но и летать в заданном направлении.

Виндель получил от простака Звирбуля 400 рубликов ссуды и честно пообещал делить поровну доходы с изобретения. Чем закончился этот договор – история, к сожалению, умалчивает. Но если бы предприимчивому Винделю удалось довести свои планы до логического конца, пожалуй, где-нибудь да и промелькнула бы новостишка о том, что у простого крестьянина Звирбуля появился личный самолет, на котором он облетает свои владения.

 

В боях за небо

В годы Первой мировой войны Двинск подвергался воздушным налетам противника. Небо над городом стало ареной ожесточенных боев, заставляющих летчиков оттачивать свое мастерство пилотирования.

Очевидец первого немецкого налета в 1915 году писал: «С неба послышались взрывы: Двинск пережил первый воздушный налет. Самолет летел на очень большой высоте, делая круги над городом. Бомбы падали на Петербургский вокзал, на крепость… Во время первого налета немецкий самолет сбросил бомбу, которая упала как раз в середине базарной площади. Паника и крики, которые последовали за этим, закладывали уши. Вокруг бегали полицейские и санитары с носилками. В результате погибли пять человек, еще сорок было ранено. Тех, кто упал в обморок от страха, было бесчисленное множество».

Германские аэропланы постоянно появлялись в небе над городом, причем воздушные удары наносились не только по военным, но и по гражданским объектам. Главной задачей немецких летчиков было посеять среди людей панику и лишить войска возможности сопротивляться.

Потерпевший аварию самолет

9 марта 1915 года в районе Двинска, недалеко от озера Дрисвяты, известный ас Первой мировой войны Александр Казаков совершил второй в истории авиации таран и при этом благополучно вернулся на базу. Это был единственный подобный случай за время Первой мировой войны. С поврежденным винтом и шасси русский пилот дотянул-таки до линии фронта. При посадке его самолет перевернулся, но летчик остался жив. За этот воздушный бой он был награжден Георгиевским оружием. 16 июля под Двинском произошел уже групповой воздушный бой, в котором участвовало по 12 самолетов с каждой стороны. Козаков атаковал самолет противника, преследовал его и уничтожил.

В небе над Двинском погиб летчик Онисим Панкратов, летавший в составе интернационального экипажа. Известность к Панкратову пришла еще до войны, после того, как он совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде.

Из записи сборника приказов:

27 августа (9 сентября по новому стилю) 1916 года в 10 час утра 5-го авиаотряда истребителей прапорщик Онисим Панкратов и наблюдатель-пулеметчик, лейтенант французской службы Анри Лоран, получив известие о появлении в районе двинских позиций эскадрильи неприятельских самолетов и несмотря на то, что второй из них не оправился еще от полученного 23 августа 1916 г. ранения, вылетели на «Ньюпоре-Х» навстречу и у озера Дрисвяты вступили с превосходящим по силе противником воздушный бой, результатом коего был быстрый спуск одного из неприятельских самолетов. Вслед за этим наш аппарат был внезапно сбоку атакован противником, причем летчик Панкратов был смертельно ранен разрывной пулей, лейтенант же Лоран, невзирая на вторичное во время боя ранение, принял управление аппаратом, выпрямил его, но, видимо, потерял силы, и аппарат, быстро накренившись, упал. Лейтенант Лоран через несколько минут скончался.

 

Плата за полет

В годы Первой Латвийской Республики в Даугавпилсе, на аэродроме в Ругелях, базировалась авиаэскадрилья латвийской военной авиации. За освоение неба летчикам приходилось отдавать высокую плату – свои жизни. Впрочем, нередко летчики гибли и от собственного лихачества: старались продемонстрировать шик высшего пилотажа – например, пытаясь пролететь под мостом в Даугавпилсе...

Всего за 20 лет в катастрофах погибли 46 военных летчиков Латвии, больше всего – 9 человек – в 1931 году. Первым счет трагических смертей в Даугавпилсе открыл сержант Екабс Кайре, который разбился 14 июля 1927 года, пилотируя Sopwith Camel.

А 6 августа 1927 года в районе Даугавпилсской крепости упал военный самолет Sopwith Camel, пилотируемый 24-летним сержантом авиации Эдуардом Лумбергсом, который лишь пару месяцев назад начал осваивать этот истребитель. Выполнив удачную посадку возле одного из крепостных фортов, самолет вновь поднялся в небо. На высоте 150 метров у машины неожиданно начал отказывать мотор, и она стала терять высоту. Самолет врезался в землю и разбился. Пилот от сильного удара скончался на месте.

Во время расследования специальная комиссия установила факт нарушения военной дисциплины со стороны погибшего летчика. У сержанта имелось множество дисциплинарных взысканий в связи с употреблением алкоголя. Было выяснено, что после учебной стрельбы на полигоне летчик не вернулся на истребителе на аэродром, а полетел к Даугаве, где на радость собравшейся публике начал демонстрировать разные летательные трюки, в том числе и пролет под мостом.

Могила сержанта Екабса Кайре

12 августа 1931 года, выполняя тренировочный полет на двухместном самолете Letov, на высоте 500 м сорвались в штопор и погибли летчик-наблюдатель Николай Ритенберг и механик Янис Зейла.
29 августа 1931 года пилот 6-й эскадрильи Август Лапиньш, выполняя в полете съемку воздушных стрельб, столкнулся с тросом мишени, повредил крыло своего самолета Martinsyde ADC-1 и разбился.
15 июня 1936 года на аэродроме в Даугавпилсе упал и разбился самолет, которым управлял капитан-лейтенант Хуго Фрейманис. Летчик умер по дороге в госпиталь.
Все эти пилоты похоронены в Риге.

(Продолжение следует)

P.S. Использованы материалы сайтов dinaburg. ru, smolbattle.ru, ypc.lv, latvianaviation.com и книги Алексея Олейникова «Успешные генералы забытой войны».

18.06.2017 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Это наша история.

папуасам свинарник ближе и роднее!

Еще был рейс в Валмиеру. Действовал около полугода.

Это наша история. Onkuls Joriks

Причем показательная история. На самолетах Латвийской республики в качестве опознавательных знаков нанесена свастика.

Написать комментарий