Петр Худобченок: «мастер по тарелочкам» и самый народный художник Даугавпилса 3

Петр Худобченок на фоне «Лиговского набора»
Петр Худобченок на фоне «Лиговского набора»
30 июня свой 70-й день рождения отметит Петр Артемьевич Худобченок – «мастер по тарелочкам», как его с уважением называют даугавпилчане.

В дни рождения принято принимать поздравления и подарки, но Петр Артемьевич из тех редких людей, которые предпочитают сами дарить подарки. Вот и на этот свой юбилей он преподнес городу два замечательных сюрприза – выставку «Еще не вечер…» и семейный день в музее.

В течение уже нескольких лет каждое последнее воскресенье месяца в нашем городском музее проходят традиционные Дни семьи. В этот день за скромные 1,42 евро можно всей семьей прийти в музей, ознакомиться с его экспозициями, поучаствовать во встречах с интересными людьми и даже попытаться создать художественный шедевр.

«По пивку», 2017

Тем, кто пришел в музей в минувший выходной, невероятно повезло. Ведь День семьи проводил мастер объемного лубка Петр Худобченок – человек удивительного позитива и тонкого, искрометного юмора.

Художник согласился ответить на несколько вопросов «Нашего города.»

- Петр Артемьевич, Вы – человек известный и заслуженно уважаемый. Вам посвящена страничка в Википедии. Но она, к сожалению, лишь сжато и сухо перечисляет факты Вашей биографии. Расскажите немного подробнее о себе, своей семье…

-Я родился в Даугавпилсе в послевоенном 1947 году. Мой отец Артем Лазаревич в то время работал кочегаром на паровозе, потом – помощником машиниста, машинистом. Когда переходили на тепловозы, он два года заочно учился в Рижском железнодорожном техникуме. Так получилось, что отец всю жизнь проработал на железной дороге. Кстати, не только он, но и мои дяди. Мама, Евгения Осиповна, пока мы были маленькими, оставалась домохозяйкой. Садиков было мало, и устроить туда ребенка удавалось лишь по большому блату. Нас, детей, в семье было трое – я и две сестры. Мама хорошо шила, и у нее всегда были клиенты. Когда мы выросли, она устроилась на работу в гостиницу.

- В 1966 году Вы окончили Львовское художественное училище им. Труша? Как Вы оказались во Львове?

-После восьмого класса я просматривал справочник «Средне-специальные учебные заведения» – были в свое время такие. Резекненское прикладное училище – рядом, Рижское – тоже недалеко, как и Лиепайское. Хотелось учиться подальше от дома, но чтобы была прямая линия сообщения, и не было проблемы добраться домой. Хотелось на юг, где много винограда. Так и выбрал. Поехал, сдал экзамены, поступил, хотя конкурс был большим – 12 человек на место.

- С чего началось Ваше увлечение творчеством?

-Когда мне было три года, отец купил коробку пластилина. Я еще даже не знал, что это такое: взял кусочек пластилина и стал пробовать его на зуб. Думал, что какая-то конфетка – шоколадка или мармеладка. Вкус был странный. Тогда отец вылепил для меня пластилиновую лошадку (очень примитивную, я даже сейчас помню, как она выглядела). Это меня поразило. С тех пор и занимаюсь. Лепить начал раньше, чем рисовать. Рисовать начал лет в пять. На первом своем рисунке изобразил санитарную машину с красными крестами. Все меня хвалили.

- Говорят, что дети, которые воспитываются в дружной семье, проявляют больше интереса к творчеству?

-Пожалуй. Помню по своему детству, что игрушек у меня было мало. Жили небогато. Послевоенное время, город наполовину разрушен – как тогда называли, Погореловки. Бывали дни, когда мама говорила, что мы будем кушать деликатесы, и подавала на стол одну картошку с капустой. Масло сливочное покупали с получки. Помню, подцепишь его пальцем – и в рот, как конфетку. Однако родители никогда не жалели денег ни на пластилин, ни на краски, ни на книги и альбомы по искусству. Не забуду красивую книжку с картинками фарфоровых статуэток известной в свое время художницы Лизы Дзегузе. По тем временам книга была очень дорогая. Я попросил – и мне книжку купили.

Автопортрет с Муськой, 2011

- Окончив училище во Львове, Вы вернулись в Даугавпилс…

-Устроился работать в КБО, где художников не было, а работа для них была. Но проработал я там недолго – забрали в армию.

«Мусорный кайф», 2007

- Где служили?

-Мне повезло, что в военном билете была указана гражданская специальность «художник». Нас отправили в Ригу, в «отстойник», как его называли. Приезжали «покупатели» – военные со всех концов Союза. Меня отобрали в школу младших авиаспециалистов, в Винницкую область – там прошел курс молодого бойца, занимался оформлением, в том числе ленинской комнаты. Потом перевели во Львов, в отдельный батальон аэродрома технического обслуживания. В 1968 году попал в Чехословакию, откуда и демобилизовался самым последним стариком. За три неполных года службы я был в отпуске пять раз: сделаешь объект хорошо – дают отпуск.

- Петр Артемьевич, Вас долгое время называли «мастером по тарелочкам»? Как родилась такая идея?

-Последние годы до развала Советского Союза я работал главным и единственным художником Дворца культуры строителей (мне обидно смотреть, как он сейчас разваливается – такой был Дворец!). Помимо выполнения текущих работ, типа объявлений, оформлял театральные и кукольные спектакли, делал декорации, шил куклы. Понимал, что с развалом Союза все эти ДК прикажут долго жить (что и случилось). Подумывал, чем заняться. Художников – море, намного талантливее меня. Попробовал лепить – руки «вспомнили».

Хотелось в маленьком объеме показать целый мир. И с тарелкой не сразу все получилось – она, как мишень, углубляет внимание. Черный цвет навеял Палех с его расписными шкатулками. Случайно попал на одну выставку, другую… В 1997-98 годах был цикл выставок в Москве. Там я познакомился с новым заместителем генерального директора Третьяковки. Однажды он говорит мне: «Попробуйте делать не круглую тарелку, а прямоугольной формы». В итоге, стал делать работы так называемого «кабинетного» формата. Именно такого размера миниатюры можно обжигать в моей печке.

- Сколько всего работ Вы сделали?

-Около 600 штук. Я занимаюсь миниатюрами примерно 28 лет. В лучшие годы создавал не больше 20 работ. Зимой я леплю, а весной и летом расписываю фигурки красками.

- Ваши работы в качестве подарка получили Джордж Буш, Маргарет Тэтчер, Президент Латвии Раймонд Вейонис. Какая миниатюра досталась Бушу?

-В бане за столом с самоваром сидят Горбачев и Буш. Горбачев, одетый в русскую рубашку, что-то объясняет американскому президенту. А Буш с иронией на него смотрит.

«Примазался»; посвящено Марселю Дюшану – художнику, прославившему тем, что пририсовал усы и козлиную бородку на бумажной копии «Моны Лизы» да Винчи, 2017

– В Ваших работах, порой довольно острых, все равно нет негатива. Как Вам это удается?

-Я понимал, особенно в 90-е годы, что и так все кругом серо, тоскливо, плохо. Многие ушли раньше времени. Еще и портить людям настроение – не хотелось.

- Крепкого здоровья Вам, Петр Артемьевич! Уверены: Вы еще не раз удивите нас своими работами.

Семейный день в музее

25.06.2017 , 08:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Вот это позитив, потому нет ни одного коментария.

Искусство П.А. Худобчёнка дарит людям радость. Это большой талант нести добро и красоту.

Искусство П.А. Худобчёнка дарит людям радость. Это большой талант нести добро и красоту. istomin

Комментарии Лобова убивают всё живое.

Написать комментарий