Жизнь, прожитая не напрасно 1

2017 год стал годом потерь – из жизни ушли люди, с именами которых связано немало славных страниц истории Даугавпилса.

Вспомним некоторых из них

Морозов Фома Феофилактович 01.04.1927 — 20.11.2017

Уроженец Даугавпилса, старовер, участник Латвийского патриотического объединения, репрессированный, инженер-строитель, один из основателей Даугавпилсского клуба политически репрессированных, автор статей о ссылке и староверах, репрессированных советской властью

В 1949 году семье Морозовых дали 20 минут на сборы, а Фому забрали прямо со студенческой скамьи Даугавпилсского пединститута. Его младшему брату в ту пору было 14 лет. В Латвию Фома Феофилактович вернулся только в 1958 году, ни разу не написав ни одного прошения о помиловании. Его родители скончались и были похоронены в Омске. Еще будучи в ссылке, Фома Морозов с единомышленниками решили во что бы то ни стало вернуться домой, и в память о невинных жертвах красного террора установить простой полевой камень. Слово, данное вдали от родины, они сдержали: памятный камень был установлен 14 июня 1994 года. 

31 ноября 1995 года, когда у гостиницы «Латвия» был торжественно поднят флаг Даугавпилса, Фома Морозов сказал: «Город достоин своей символики, кто не знает своей истории, тот не знает себя, ибо он не имеет ориентиров в будущем».

 


Терехов Иван Николаевич 08.12. 19 – 08.05.2017

Родился в Белоруссии, беспризорник, фронтовик, моряк, снайпер, подполковник милиции, и руководитель Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции

Иван Николаевич прошел всю войну. Свой первый бой он принял 24 июня 1941 года на острове Пуккио в Финском заливе. «Я воевал в составе частей, державших оборону в блокадном Ленинграде, – вспоминал Иван Николаевич. - Война — это боль, страх, голод. Но и великое мужество, отвага, стойкость, а то даже и какая-то бесшабашность, когда уже ничего не страшно. Помню, нас, несколько человек с передовой, откомандировали в Ленинград, а там каждый день артобстрелы. Мы идем по улице, завыла сирена, надо бежать в бомбоубежище. И вдруг в одном из домов открывается форточка, из нее высовывается голова мальчишки лет двенадцати, и он громко так, со знанием дела говорит: «А, это не по нашему району». То есть можно не бояться и никуда не бежать».

Выступая в школах и обращаясь к детям, Терехов повторял: «…Берегите мир и жизнь. Не сейте вражду между людьми и не поддерживайте тех, кто это делает. Все люди на земле равны от рождения. Все хотят жить мирно, свободно, растить своих детей в радости, а не в горе. И все имеют на это право».

До последнего вздоха он оставался в строю, делая все, чтобы сохранить память о героях-фронтовиках, донести до потомков правду о Великой Отечественной войне.

 


Леонид Максович Цилевич 13.12.1925 -- 01.08.2017

Родился в Харькове, в 18 лет ушел на фронт, выпускник филфака Ленинградского университета, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, профессор филологии Даугавпилсского университета

Как вспоминают его многочисленные ученики, Цилевич часто начинал лекцию с поучительного рассказа, например: «… Один молодой человек пришел ко мне в крайнем расстройстве чувств. Его предал друг. Знаете, что я ему сказал ? Я вас поздравляю. Очень хорошо, что это произошло сейчас, а не на склоне вашей жизни. Тогда бы это было трагедией...».

В 1994 году Леонид Максович вместе с семьей уехал на постоянное место жительства в Израиль, где продолжал активную научную и преподавательскую деятельность. В 2004 году, выступая в Хадере, в клубе ветеранов Второй мировой войны «Бейт Элиезер», с рассказом о творчестве Чехова, Леонид Максович говорил: «В 90-е годы произошел исторический катаклизм: рухнул Советский Союз, ушла в небытие КПСС. На смену монополии одной партии пришел многопартийный плюрализм. И что же? Оказалось, что хрен редьки не слаще. И снова, как сегодня сказанные, воспринимались слова Чехова: «Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист… Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах… Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».


Айя Пупиня 12.04.1965 — 17.08.2017

Родилась в Краславе, зоолог Даугавпилсского зоосада, прекрасная мама и верная спутница главного латгальского зверолюба Михаила Пупиньша

Каждая маленькая публикация на страничке Айи Пупини в Фейсбуке пронизана любовью к детям, к братьям нашим меньшим. Несколько лет назад журналисту «Нашего города.» повезло заполучить в качестве экскурсовода по Латгальскому зоосаду Айю Пупиню. Это было самое замечательное путешествие в мир зверей, потому что Айя была замечательным рассказчиком. Запомнился один из ее питомцев – птенец попугая жако, которого Айя ласково называла Ангелочком. Мама-попугаиха отказалась кормить малыша, и заботу о птенце пришлось взять на себя Айе. Она буквально выкармливала его из соски. Птичий малыш вел с ней себя, как маленький ребенок. Он радовался, когда «мама» Айя брала его на руки. Жако прижимался и клювиком цеплялся за край Айиной майки. В ее заботливых и ласковых руках он был готов сидеть часами. Благодаря Айиной любви и заботе слабый птенец вырос в позитивного красавца.

Кстати, возрожденная в Латгалии популяция болотных черепах, змей-медянок и краснобрюхих жерлянок – это тоже во многом заслуга Айи Пупини, как и сам Даугавпилсский зоосад, радующий не только ребятню, но и взрослых.

 


Илья Павлович Мокрушников 02.08.1922 — 14.04.2017

Родился на Урале в Курганске, подполковник внутренних войск, кавалер ордена «Отечественная война 1-й степени», медалей «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги», нагрудного знака «Почетный сотрудник госбезопасности», член ДОБАКа

Долгие годы даже знакомые не знали, что Илья Павлович Мокрушнков – участник освобождения Даугавпилса от немецко-фашистских захватчиков, и в годы войны в составе спецподразделений боролся с фашистскими диверсантами.

«Не было документов, подтверждающих этот факт, - вспоминал Илья Павлович. – Дело в том, что в конце войны я служил в подразделении, которое боролось с вражескими диверсантами в прифронтовой зоне. Прибалтика, в которой были созданы школы по подготовке диверсантов из завербованных наших пленных солдат и офицеров, была просто наводнена агентами немецкой разведки. Конечно, некоторые из бывших военнопленных приходили и сдавались с повинной, но были среди них и такие, кто, выполняя приказы фашистов, запятнали себя преступлениями. Поэтому на моих документах и был поставлен гриф секретности, и только спустя годы я мог представить своим товарищам документы, которые которые подтверждали, что я участвовал в освобождении Даугавпилса».


Валерий Тимофеевич Петров 09.08.1946 -- 03.12.2017

Родился в Кронштадте, детдомовец, мастер спорта, чемпион и рекордсмен Латвии по тяжелой атлетике, один из лучших даугавпилсских тренеров, воспитавший 8 мастеров спорта, чемпион Европы среди ветеранов

Студенты Даугавпилсского железнодорожного техникума, где долгие годы работал Валерий Петров, любили своего тренера и ласково величали его «Тимофеевичем». Петров считал: «…Тяжелая атлетика – это проявление характера, бойцовских качеств, стремления». И он был по жизни таким бойцом. Его преследовали травмы, а он не сдавался и продолжал тренироваться: «Чего мне это стоило, знает только моя супруга, которой я благодарен за все. Представьте себе: молодой парень 23–24 лет, а состояние, как у древнего старика. Прихожу домой и пошевелиться не могу, прошу жену – поверни меня на один бок, переверни на другой… Утром, превозмогая боль, иду на работу, на тренировки. И так изо дня в день»

В этом году он в 10-й раз провел соревнования на «Кубок Валерия Петрова».


Зигрида Соме 30.01.1959 — 18.07.2017

Родилась в Бауске, выпускница Латвийского университета, лектор Даугавпилсского института, переводчик, репортер и главный редактор «Латгалес Лайкс»

Коллеги и читатели вспоминают Зигриду, как очень правдивого и принципиального журналиста, борца по натуре, а еще – большого патриота Латгалии, стремящегося сохранить историю родного края. Благодаря Зигриде Соме стали известны, например, легенды о великой российской императрице. Одна из них, записанная Зигридой, гласит: «Настоящее имя российской императрицы Екатерины – Крауклю Марта. Она была ведьмой. Всех ведьм зовут Крауклю Марта. Ее дедушка Крауклис жил в Эзервишках. Марта была красивой девушкой. Ее мать, девушка из Эзервишек, встретила польского офицера, красавца Скавронского, и в Янову ночь на Боровском городище был зачат ребенок, дитя любви, девочка. Этого ребенка ждала большая судьба...».

Нашим потомкам, которые будут изучать прошлое Латгалии по публикациям Зигриды Соме, повезет, потому писал их человек творческий и неравнодушный.


Написать комментарий

А я не знала, что Айя Пупиня умерла.... Сколько же горя пришлось перенести Михаилу Пупиньшу..... Сначала дочь, потом жена.... А многие из нас жалуются на жизнь из-за каких-то мелочей. Цените близких, пока они рядом. Михаилу - сил душевных и телесных.