Наша история: незаслуженно забытые уроженцы Двинска Чешейко-Сохацкие 7

Вацлав Чешейко-Сохацкий и его старшие сыновья Стефан и Ежи
Вацлав Чешейко-Сохацкий и его старшие сыновья Стефан и Ежи
После февральской революции в России в 1917 году в Двинске сложилась уникальная ситуация – во главе города стали отец и сын Чешейко-Сохацкие.

Повод вспомнить о некогда знаменитой двинской семье – 7 февраля, 127 лет назад, в Нежине Черниговской губернии родился Стефан, старший сын Вацлава Чешейко-Сохацкого, двинского владельца аптек, а затем – городского головы.

В Двинск Вацлав и Валерия Чешейко-Сохацкие переехали в 1893 году, но сведений о жизни этой семьи в нашем городе, к сожалению, сохранилось очень мало – лишь информация, которая кропотливо собрана известным музейным работником нашего города Людмилой Григорьевной Жилвинской.

След в истории Двинска

Глава семьи Вацлав Владиславович окончил фармацевтический курс университета и имел звание провизора (в дореволюционной России без университетского образования это звание не присуждалось).

Спустя год Чешейко-Сохацкий открыл собственную аптеку на улице Шоссейной, 87, а в 1901 году – аптеку в Погулянке. Из календаря-справочника «Двинчанин» известно, что он был также владельцем аптеки на Киевской улице, 16 (ныне ул. Таутас). В газете «Двинский листок» Вацлав и Валерия Чешейко-Сохацкие не раз упоминались как жертвователи для бедных.

Перед Первой мировой войной Вацлав Владиславович активно участвовал в делах городского самоуправления: был гласным Думы и членом управы. В годы войны он возглавлял Двинский городской санитарный комитет. Есть сведения, что в 1918 году, во время германской оккупации, он продолжал оставаться гласным Думы. По воспоминаниям бывшего смотрителя кладбища, Вацлав Чешейко-Сохацкий был похоронен на католическом кладбище недалеко от каплицы. К сожалению, могила не сохранилась.

Старшие сыновья

В семье Чешейко-Сохацких было 4 сыновей: Стефан, Ежи, Тадеуш и Лешек.

Стефан учился в Двинском реальном училище, но уже в 1909 году «вышел из 6-го класса по неуспешности в науках». Начал работать учеником помощником. В 1905 году вступил в РСДРП, за что неоднократно подвергался арестам как революционер. В 1913 году на Новом Строении в доме на Киевской, в подвале которого размещался аптекарский склад, находилась тайная партийная типография, где печатались прокламации. За создание той типографии Стефан Чешейко-Сохацкий был заключен в тюрьму и отправлен в ссылку в Сибирь.

Февральскую революцию в России он встретил в стенах Двинской тюрьмы. Вместе с другими заключенными был освобожден. Спустя несколько месяцев его избрали председателем исполнительного комитета Двинского совета рабочих депутатов.

В феврале 1918 года, когда немцы приблизились к Двинску, Стефан переехал в Витебск, где был избран членом Витебского губернского исполкома, отдела продовольствия, президиума Чрезвычайной следственной комиссии. В июне он возглавил отдел юстиции губернского исполкома, а в июле – Витебский городской совет, стал комиссаром отдела юстиции.

Когда в конце 1918 года Двинск снова оказался под властью большевиков, Стефан Чешейко-Сохацкий возвратился в родной город и возглавил Двинский военно-революционный комитет. Был товарищем председателя Двинского уездного исполкома, завотделом управления исполкома, членом военно-революционного комитета. Фотографии Стефана найти не удалось – есть только его нарисованное изображение, на котором он очень похож на отца.

С весны 1917 года власть в Двинске некоторое время делили гордума, Совет рабочих и солдатских депутатов и Комитет общественной безопасности. Из документов, хранящихся в Латвийском государственном историческом архиве, следует, что со второй половины марта 1917 года двинским городским головой был Вацлав Владиславович Чешейко-Сохацкий, отец Стефана.

Брат Стефана Ежи тоже стал революционером. Он был видным деятелем польского рабочего движения. В 1914 году Ежи вступил в Польскую социалистическую партию, стал ее активным ее деятелем. С 1929 года был членом Политбюро Компартии Польши. Работал в Москве.

Трагедия семьи

Судьба братьев Чешейко-Сохацких была трагичной. Сначала в августе 1933 года был арестован Стефан, а через месяц – Ежи. Спустя три недели после ареста Ежи покончил жизнь самоубийством. Почти год семья не знала, что его уже нет в живых. Жене удалось встретиться с прокурором по надзору за органами безопасности, который сказал ей, что ее муж Ежи Чешейко-Сохацкий на Лубянке выбросился из окна.

В кармане его пиджака нашли записку, написанную, как показала двукратная экспертиза, кровью. Об этом жене и дочери сообщили в Главной военной прокуратуре в 1957 году, после реабилитации Ежи. Им даже позволили переписать из дела текст этой записки: «Я не знал и не состоял в контрреволюционной организации». Никаких протоколов допросов Ежи Чешейко-Сохацкий не подписал.

Его старший брат Стефан был расстрелян 1 июня 1934 года. В январе 1958-го он также был посмертно реабилитирован. Третий брат, Тадеуш Чешейко-Сохацкий, стал польским офицером, капитаном артиллерии. Служил в Старобельске, расстрелян в 1940-м в Харькове. Младший из братьев, Лешек, польский солдат, погиб в 1920 году.

Использованы публикации Людмилы Жилвинской «Новые материалы о самоуправлении Динабурга – Даугавпилса», а также Гесселя Маймина.

04.02.2018 , 07:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Ну в те времена много невинных Ежов расстрелял. Не только жидопшеков.

всего выше описанного никак не следует, что персонажи-уроженцы Двинска.

кроме великих евреев за 900 лет в Динабурге - Двинске - Даугавпилсе ещё кто - нибудь рождался, учился, созидал ?

А что они сделали для города? Почему мы должны их помнить?
Ну кроме того, что имели аптеки и сидели в думе!

Наталия Салагубова: ""Использованы публикации Людмилы Жилвинской «Новые материалы о самоуправлении Динабурга – Даугавпилса»

http://seminariumhumanitatis.positiv.lv/18%20almanax/zilvinska%20.htm

http://www.gorod.lv/novosti/285926-ne-prosto-horosho-a-ochen-horosho

Наталия Салагубова: ""Использованы публикации Людмилы Жилвинской «Новые материалы о самоуправлении Динабурга – Даугавпилса» http://seminariumhumanitatis.positiv.lv/18%20almanax/zilvinska%20.htm http://www.gorod.lv/novosti/285926-ne-prosto-horosho-a-ochen-horosho

Про Лачплесиса, Эйгима, Строде и Кулакову
надо добавить к работам известного историка ,
но не литераторам, не историкам,
а прокурорам

Здановский тоже открыл аптеки...

Написать комментарий