Наша история: Эйженс Виетниекс, первый учитель-латыш в чине наследственного дворянина

В течение года Даугавпилсской государственной педагогической средней школой – первым учебным заведением по подготовке педагогов в Латгале – руководил Эйженс Виетниекс.

С 1991 года гуманитарный факультет Даугавпилсского университета ежегодно организует «Научные чтения», в которых участвуют многие маститые зарубежные ученые. Одна из частых участниц чтений – Евгения Львовна Назарова, известный российский историк, старший научный сотрудник Центра истории Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории РАН. Многие годы она занимается поиском информации о латышах, жизнь и деятельность которых была неразрывно связана с Россией. Два года назад Евгения Львовна выступила на конференции с рефератом об Эйженсе Виетниексе.

Россия – это достойно!

Эйженс Виетниекс родился 26 февраля 1870 года недалеко от Валки, в семье мелкого канцелярского клерка, выбившегося «в люди» из крестьянского сословия. Хотя отец умер, когда мальчику было всего 12 лет, Эйженс получил прекрасное образование. Он окончил с золотой медалью рижскую Александровскую русскую гимназию, Русский филологический институт Лейпцигского университета, стал преподавателем древних языков Ревельской гимназии им. Николая I.

Интерес Виетниекса – Евгения Ивановича Ветнека – к древней истории и желание донести ее основы до подростков был реализован в изданном в 1897 году «Кратком очерке мифологии греков и римлян». Потом была работа в Одессе и поездка в 1900 году в Париж на Всемирную выставку в составе российской делегации. По возвращении в Россию Ветнек опубликовал отчет, в котором указал, что «Россия на общем фоне выглядела вполне достойно. Однако стоило бы заимствовать из практики французской школы «независимость вознаграждения преподавателей от числа даваемых ими уроков и поощрение научных занятий путем увеличения жалованья». Это позволило бы российским учителям получать достойное их квалификации и усилий жалование на одном месте работы, а не бегать для заработка из одного учебного заведение в другое. Тогда они смогли бы уделять больше внимания своим ученикам».

В 1902–1904 годах Евгений Иванович работал инспектором во 2-й Одесской мужской гимназии: следил за поведением учащихся и замещал директора, когда тот отсутствовал. Это было серьезное повышение по службе.

Из воспоминаний сына лейтенанта Шмидта

В 1904 году Ветнек был назначен директором мужской гимназии в Севастополе. 1905 год выдался для него тяжелым.

17 октября в городе прошла многочисленная демонстрация, в столкновении ее участников с войсками погибло несколько человек. На другой день ученики реального училища решили не ходить на занятия и отправиться по другим учебным заведениям «снимать гимназистов», «поднимать народ». Узнав о планах реалистов, учителя предлагали Евгению Ивановичу тоже отменить занятия в гимназии. Но Ветнек не согласился. Более того, он попросил полицейских прислать к гимназии наряд, присутствие которого должно было остановить реалистов и спасти гимназию от погрома.

Наряд не был прислан, и утром реалисты и примкнувшие к ним горожане осадили здание гимназии. После получасового штурма «бузотеры» выбили двери и ворвались в здание. С криками «К Ветнеку! Бей!» они бросились искать директора, которому пришлось спасаться от них через окно.

Реалист Евгений Шмидт, участник событий, позже вспоминал, что поскольку «насладиться унижением директора» им не удалось, они отправились в женскую гимназию призывать гимназисток к забастовке. Девочки их не поддержали и велели «пойти вон». Бунтари сразу остыли и разошлись. Но из-за «поражения» от гимназисток усилилось их возмущение «иезуитским поведением» директора Ветнека, просившего «присылки войск для избиения гимназистов». Евгений рассказал об этом отцу, лейтенанту Петру Петровичу Шмидту.

На заседании городской думы 19 октября Шмидт потребовал снятия с должности директора Евгения Ивановича. Дума это требование поддержала, хотя родители гимназистов говорили, что к директору «прекрасно относятся».

Вскоре Ветнек перебрался в Кишинев и возглавил 2-ю мужскую гимназию, а 5 июля 1908 года стал главой одного из лучших учебных заведений в стране – 1-й мужской гимназии Петербурга.

Долгий путь на Родину

За все годы службы он был награжден многими орденами и стал первым учителем-латышом в чине наследственного дворянина. После революции 1917 года Ветнек несколько лет заведовал отделом статистики в Петроградском управлении государственных предприятий бумажной промышленности и преподавал на общеобразовательных курсах при Доме культуры. Ставшей независимой Латвии нужны были грамотные педагоги, и 15 сентября 1921 года Евгений Иванович подал заявление о вступлении в латвийское гражданство и возвращении вместе с супругой в Латвию. В августе 1922 года он вернулся на Родину, где его ждали.

19 июня 1923 года Эйженса Виетниекса (Евгения Ивановича Ветнека) не стало.

По реферату Евгении Назаровой «Эйженс Виетниекс: эпизоды из жизни учителя в России», опубликованному в сборнике материалов XXVI международных гуманитарных чтений, 2017.

Паспортное фото Эйженса Виетниекса, Latgales Dati.

17.06.2018 , 08:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий