Школьная реформа как конец интеграции

Вчера в Малой гильдии фонд Providus провел форум под названием «Интеграция и реформа образования национальных меньшинств». О чем говорили - понятно. Однако, судя по всему, каждый выступавший так и остался при своем мнении.

Подобные форумы Providus, финансируемый Фондом Сороса – Латвия, проводит начиная с 2000 года. Однако нынешний оказался самым острым.

Форум собрал представителей разных политических взглядов – от депутата Сейма Николая Кабанова (ЗаПЧЕЛ) до руководителя департамента интеграции министерства образования Эвии Папуле. Сидели в зале и два посла западных стран – Великобритании и Франции. Причем Мишель Фуше досидел до конца дискуссии. Присутствовали на ней также учителя и ученики, эксперты и правозащитники и даже директор института внешней политики Атис Леиньш.

Мероприятие началось с интриги: по слухам, пикетчики, которые должны были собраться перед Малой гильдией, намеревались сорвать форум. Слухи не подтвердились: просто депутат Рижской думы Александр Гильман перед входом в зал устроил небольшую встречу с собой, на которую пригласил старшеклассников в маечках «Руки прочь от наших школ!». Школьники несколько минут вручали входящим воздушные шарики, однако из участников форума в зал с шаром в руках вошел лишь депутат Сейма  Борис Цилевич.

- Во время выступления я привел один характерный пример: на работе моих знаний латышского языка мне вполне хватает. Единственная сфера, где их недостает, – это прием у врача. Мне достаточно тяжело на латышском описать симптомы, рассказать о том, что меня беспокоит.

По словам г-на Цилевича, закон этот случай не регламентирует никак: врач не обязан говорить с пациентом по-русски. Правда, с начала 90-х годов зафиксировано только две жалобы, когда врач отказался с пациентом говорить по-русски. Но в будущем таких случаев, по его словам, будет больше.

- Врачи учатся 11- 12 лет, то есть те, кто сейчас работает в медицине, образование получили еще в советское время, – пояснил «Часу» г-н Цилевич. – А скоро практиковать начнут нынешние выпускники латвийских медицинских вузов. Представьте, что нас ждет: авария, человек в шоке, ему-то и на родном трудно что-либо сказать, а врач «скорой» понимает только по-латышски…

Вообще дискуссий было две: об интеграции и о школьной реформе.

В дискуссии по интеграции участвовал министр интеграции Нил Муйжниекс, депутаты Сейма Артур Кришьянис Кариньш («Новое время») и Борис Цилевич (Партия народного согласия).

Борис Цилевич по поводу интеграции заметил, что школьная реформа, ставившая своей целью добиться интеграции, привела к совершенно противоположному эффекту. На практике раскол общества только увеличивается. Латышская пресса и истеблишмент, по Цилевичу, преподносят русскую общину «в лучшем случае как не понимающих своего счастья идиотов», в худшем – «как моральных уродов, которым только выкрикни политические лозунги, так они сразу и побегут протестовать, позабыв даже о самом дорогом – своих детях». Вывод Бориса Цилевича прозвучал неутешительно: в Латвии кризис политики интеграции и кризис либеральной идеи вообще.

- Власти говорят о сохранении моей этнической идентичности, – продолжил Цилевич. – Но это же мое личное дело, как я сохраню свою идентичность и хочу ли ее сохранять. Обязанность государства не сохранять идентичность, а гарантировать равные стартовые возможности и отсутствие дискриминации.

Учитель 40-й средней школы Виктор Глухов, участник дискуссии о реформе, заметил:

- Я потомственный гражданин. Закон 1919 года гарантировал русским Латвии образование на родном языке, в том числе и в средней школе. Нынешняя школьная реформа поражает меня, гражданина Латвии, в правах: моя бабушка могла учиться на русском в Латвии, мои дети такой возможности после реформы не имеют.

Никто из собравшихся так и не смог ответить, почему в Латвии именно так относятся к потомственным гражданам нетитульной национальности. Все, что оставалось сказать присутствовавшему в зале министру образования и науки Юрису Радзевичу, было:

- Да, моя мама после войны тоже училась в польской школе. А потом польской школы не стало.

А закончилось все ничем – репликами, заявлениями, что вот, мол, литовская, польская и эстонская школы не требуют проведения экзаменов на своих языках, просят об этом только русские… (Правда, в таких случаях спорящие почему-то не говорят, сколько в Латвии польских школ и сколько русских.)

Еще из зала прозвучало пожелание одной учительницы:

- Вы здесь спорите как политики, а я говорю как профессионал. В первую очередь нужно, чтобы министр образования был беспартийным.

Зал замолчал, министр опустил глаза.

07.09.2004 , 12:06

chas-daily.com


Написать комментарий