Долгая дорога домой 4

Хотя персональная выставка этого удивительного русского художника прошла у нас в 1990 году, а позже здесь были изданы две его книги, это имя для многих станет открытием. Недавно в Риге выпущен прекрасный альбом "Е.Е. Климов. Избранные работы", в который вошли 44 репродукции графики, живописи и икон, созданных Евгением Климовым, уехавшим из Латвии в конце войны. В этом году ему исполнилось бы 105 лет

Разумеется, в альбом, составленный сыном художника Алексеем, вошла лишь микроскопическая часть богатейшего климовского наследия. А в нем росписи и иконы во многих храмах Европы и Америки. Отреставрированные произведения древнерусского искусства. Тридцать эскизов мозаик. Сотни живописных полотен, множество этюдов. Двадцать альбомов литографий и цинкографий с видами Изборска, Печор, Риги и других латвийских городов, Вильны, Праги, Парижа, Цюриха, Берна и других городов, где побывал художник. Триста выполненных в различной технике портретов русских эмигрантов нескольких поколений. Он автор мозаичного изображения Иоанна Крестителя, украшающего часовню над могилой архиепископа Иоанна Поммера на рижском Покровском кладбище…
От пейзажа до иконы

Евгений Климов родился в Митаве (Елгаве), в семье учительницы и юриста. Еще студентом Академии художеств в 1928 году он с группой преподавателей и студентов едет по древним российским городам. Живописный Псков станет с тех пор постоянным мотивом его творчества, символом его верности России. Климову удалось еще раз побывать в России только в 1942-м, когда он посетил оккупированный немцами Псков.

И вновь, как и прежде, в его творчестве появляется тема величественного псковского Троицкого собора, как символа неколебимой духовной силы народа. Во время войны, когда под вопросом оказалось само историческое существование России, Климов создал эскиз большой иконы “Троица” для любимого своего собора. Сделанный по нему мозаичный образ, чудом переживший то страшное время, был установлен над Троицкими воротами Псковского кремля. Иконы работы Климова сегодня есть и у частных лиц, и во многих храмах Риги, Лос-Анджелеса, Монреаля, Оттавы, Праги.

А в начале 30-х молодой Климов ищет в Прибалтике все, что связано с русскими людьми, обычаями, стариной. И добирается до Печорского края. Он рисует святыню России, Успенский Псково-Печорский монастырь, бывает в окрестных старообрядческих селах. И создает огромное количество графических работ. Этот прекрасный цикл литографий, вошедший в изданный в Риге альбом “По Печорскому краю”, принес автору широкую известность.
Канада — и весь мир

В 1940 году Евгений Евгеньевич был назначен заведующим отделом русской истории Рижского городского музея, где продолжал реставрировать иконы. Но немцы в первые же дни оккупации увольняют его. А в 1944-м на должность реставратора икон его приглашает пражский Археологический институт им. Н.П.Кондакова. Климов переезжает в Прагу. Институт оказался под угрозой уничтожения и расхищения, так как с приближением советских войск отступавшие нацисты обычно увозили ценности, а налеты союзной авиации учащались. И в 1949 году Климов отправляется с семьей в Канаду и продолжает заниматься графикой и живописью, писать иконы. В 1971-м его имя попадает в справочник “Канадские художники”, где отмечается вклад Климова в искусство страны. Климов участвует в коллективных выставках в Риме, Белграде, Копенгагене, Гааге, Лондоне, Торонто. Его персональные выставки проходят в Риге, Праге, Гейзенгейме, Вюрцбурге и неоднократно — в Квебеке, Оттаве, Олбани, Монреале. Два десятилетия Климов читал курс лекций по истории русского искусства, выступал с докладами и публичными лекциями во многих городах Старого и Нового Света. Главным трудом Климова-искусствоведа стала книга “Русские художники”, выпущенная в 1974 году.
Точка не поставлена

После эмиграции из Латвии Евгений Климов был у нас забыт. Еще лет 15 назад о нем помнили разве что его ученики по гимназии. Но конец жизни Евгения Евгеньевича совпал с началом его признания на родине, а также в России. Очень много для возвращения творчества художника сделала его ученица рижанка Маргарита Васильевна Салтупе, отдавшая его популяризации 20 лет.

В 1970 году она случайно узнала канадский адрес Евгения Евгеньевича, между ними завязалась переписка. В 80-е Салтупе ездила к Климову в Канаду.

И часть его картин удалось вернуть в Россию. А в 1990-м в Риге удалось сделать его персональную выставку.

Евгений Евгеньевич погиб 29 декабря 1990 года в автомобильной катастрофе по дороге из Монреаля в американский городок Покипси, куда ехал с сыном встречать в кругу близких русское Рождество. Отпевали его в Монреале. Похоронили в православной части оттавского кладбища.

Салтупе и после смерти художника продолжала популяризировать его творчество. Благодаря ее усилиям в 1993 году в Риге вышел сборник его публицистики “Встречи”. А в 2002-м была выпущена его книга “Русские художники”. Салтупе мечтала об альбоме Климова, но это было слишком дорогим удовольствием. Тогда она начала собирать фотокопии его работ, складывать их в альбомчики и таким образом распространять. Выслала она такие альбомчики и детям и внукам Климова. Те были тронуты, и через два года Алексей Евгеньевич решился на издание альбома работ отца. Он вышел за месяц до ухода из жизни Маргариты Васильевны.

Но точка не поставлена. У Алексея Климова есть идея издать альбом работ отца, которые хранятся во Пскове. Возможно, удастся и организовать еще одну выставку в Риге.

ИЗ БИОГРАФИИ

Климов Евгений Евгеньевич (1901—1990), живописец, график, иконописец и искусствовед, реставратор художественной старины, педагог. В 1929 г. окончил Академию художеств в Риге, в 1933—1944 гг. преподавал рисование и историю искусств в Рижском университете и русской Ломоносовской гимназии. Был секретарем художественного объединения “Акрополис” (1933—1940), заведующим русским отделом Музея изобразительных искусств (с 1940), затем заместителем директора музея. С 1944 г. живет в Чехословакии, затем — в Германии. В 1949 г. уезжает в Канаду. Преподает русский язык, читает лекции в канадских колледжах и университетах. Сотрудничает с Новым журналом и Новым русским словом. 20 его персональных выставок прошло в Европе и Америке, две первые и последняя (1990) — в Риге. Работы Климова находятся во многих собраниях мира.


Написать комментарий

Я русский писатель и скульптор, живу в Петрозаводске, дед мой Салтуп Николай Карлович, пропал в 1918 году. Разыскиваю родственников в Латвии. В частности, есть ли потомки у Маргариты Васильевны Салтупе?

Ищу Нмколая Карловича Салтупа, моего деда

я игорь анатольевичь салтуп - 1965 года рождения,живу в риге - латвия

Григорий Борисович Салтуп: Я русский писатель и скульптор, живу в Петрозаводске, дед мой Салтуп Николай Карлович, пропал в 1918 году. Разыскиваю родственников в Латвии. В частности, есть ли потомки у Маргариты Васильевны Салтупе?

я игорь салтуп живу в латвии,моя мама лидия салтуп а её мама маргарита

Написать комментарий