Психолог Ивета Ружа помогает медикам ДРБ справиться с профессиональным выгоранием

Национальная служба здоровья разработала программу психоэмоциональной поддержки медицинского персонала, и в рамках проекта работники Даугавпилсской региональной больницы могут получить консультации психолога. О синдроме профессионального выгорания рассказывает участница проекта – психолог Ивета Ружа.

Меня зовут Ивета Ружа, я являюсь доктором психологии и практикующим психологом уже на протяжении 16 лет. Начинала работать психологом с реабилитационного центра в Вайвари. В основном там проходили реабилитацию люди, которые всю жизнь работали и не думали о своем психологическом здоровье; в результате — инсульт в раннем возрасте. Именно поэтому я хочу сегодня поднять очень важную тему — синдром профессионального выгорания.

- Что такое профессиональное выгорание?

В первую очередь, начинает страдать здоровье — начинаются частые больничные, причем с этих больничных человек выходит тяжело.

Во-вторых, это психоэмоциональная сфера, когда человек, только открыв глаза с утра, уже не хочет идти на работу. Естественно, это отражается на его профессиональной деятельности, на общении с пациентами и на функциях, которые он выполняет.

В-третьих, это деперсонализация, когда человек начинает обесценивать то, что он делает, падает мотивация к работе и самооценка. На данный момент ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признала синдром выгорания заболеванием.

- Почему возникает профессиональное выгорание?

От перегрузки, ответственности, от постоянного стресса и постоянного общения с людьми. Важно отметить, что синдрому выгорания подвержены профессии «человек-человек», то есть там, где человек оказывает услуги другому человеку. Это и медики, преподаватели, работники сферы обслуживания.

- Как понять, что у меня синдром профессионального выгорания?

Первые «звоночки», на которые нужно обратить особое внимание: постоянно плохое настроение, с утра не хочется просыпаться и идти на работу; начинают появляться различного рода болезни, если раньше человек практически не брал больничных, то теперь идет больничный за больничным; проявляются нарушения сна, апатия; появляются конфликты на работе и в семье.

Как следствие, люди начинаются заниматься самолечением, и делают это неправильно — алкоголизм и другие зависимости тому пример.

- Профилактика синдрома выгорания

В первую очередь, это грамотное поведение по психоэмоциональной поддержке самого себя. Если не говорить о психологе, то это правильное питание, прогулки на свежем воздухе, спорт, позитивные эмоции, общение с семьей, то есть — максимальное получение позитивных эмоций.

Это все, конечно, хорошо, но при дефиците времени и в условиях пандемии сложно найти позитивные эмоции. Да и где взять позитивные эмоции, если я сижу с плохим настроением и гормон счастья у меня не вырабатывается на химическом уровне?

Для этого и существуют техники саморегуляции — их огромное количество, они все разные, и человек выбирает подходящую под себя и свой темперамент технику. Основа основ — это диафрагмальное дыхание, релаксация, визуализация, цветотерапия и музыкотерапия.

В любом большом коллективе есть свои проблемы — наверняка, каждый думает: «Если я пойду к психологу, то другие посмотрят и скажут, что я псих». Но в 21 веке психология шагнула далеко вперед, и такие мысли — это пережиток прошлого. Люди боятся, что я кому-то расскажу, о чем мы говорили на сеансе, но основа моей профессии — это конфиденциальность. Если я кому-то что-то расскажу, то, простите, кто ко мне пойдет?

- Что предпринимать руководству, если у работников предприятия наблюдается синдром выгорания?

Понимаете, здесь важно, чтобы эта помощь не переросла в давление со стороны начальства. Нельзя просто взять и сказать работнику пойти к психологу, необходимо образовывать людей и давать им информацию — что делает психолог и зачем это нужно. Необходимо показать людям, что получать квалифицированную помощь в плане психологического здоровья — это нормально.

15.09.2021 , 11:00

Пресс-служба ДРБ , Gorod.lv

Фото: ДРБ