Янис Урбанович: пощечина Латгалии

В хорошие времена у Латгалии много друзей, и все они восхищаются красотой этого края, сердечностью и гостеприимством его жителей. Но особенно много друзей появляется раз в четыре года – осенью. Они приезжают в гости как навязчивые женихи, обещают любить вечно и не позволять Риге обижать сиротку Латгалию.

А вот в плохие времена, когда эпидемия в Даугавпилсе свирепствует как нигде в Латвии, когда даугавпилсские медики борются с болезнью на грани запредельной перегрузки, тогда Латгалия узнает, что на самом деле думают о ней «друзья».

В Сейме 41 депутат поднял руку (нажал на кнопку) и дал Латгалии пощечину. Оказывается, есть множество вещей, которые важнее здоровья и жизни латгальцев. Асфальт и бетон, песни группы Vilki для школьников, садик рядом с президентским дворцом, детские площадки и автостоянка рядом с кладбищем.

Было понятно, что при принятии государственного бюджета на следующий год в Сейме будет работать «машина голосования» большинства, все винтики которой щедро промаслены «депутатскими квотами» - средствами, выделенными особым группам избирателей. Эта «машина» не сломалась, нарушая данные медикам обещания, она не постеснялась устроить пир во время чумы для руководителей государства и чиновничества. «Машина для голосования» равнодушна к тому, что никакой «умной реиндустриализации» (а эти слова премьер повторял как мантру!) не получится, если не вкладывать средства в высшее образование и науку. С помощью денег, выделенных на квоты, каждая партия правящей коалиции обозначила свою делянку, чтобы следующей осенью на выборах собрать достаточный урожай голосов. И «машина» внимательно следила за тем, чтобы ни один цент не ушел на необходимые, но предлагаемые «неправильными» депутатами вещи.

И все же голосование о выделении средств Даугавпилсской больнице было особым. Больнице жизненно необходимо оборудование для лучевой терапии и мультифункциональный ангиограф. К тому же, медики не просили новые аппараты, которые стоят миллионы, они просили деньги для резервных частей и замены специализированной программатуры. Это тоже стоит недешево – более 200 тысяч евро для каждого аппарата. Но без этих вложений техника (12- и 15-летней давности) однажды может просто остановиться, и это будет стоить жизней.

Хочу подчеркнуть – хорошие дела, на которые депутаты были так щедры, имеют в большинстве своем локальный характер. Деньги для одной общины, одной волости, одного самоуправления. Но больница в Даугавпилсе – региональная, здесь лечатся жители всей Латгалии. Но как подытожил глава бюджетной комиссии, «нельзя же для каждой пятиэтажки покупать магнитный резонанс…»

Как после всего этого чувствуют себя латгальцы? Как они могут верить в то, что звезда Латгалии – третья звезда в руках Матери Латвии на памятнике Свободы, также любима, как и остальные? Именно так возникает отчужденность и недоверие к государственной власти. Так возникает разобщенность и стремление отмежеваться. Неужели этого снова хотела добиться правящая коалиция? Чтобы потом упрекать латгальцев за то, что они не торопятся вакцинироваться, не откликаются на призывы правительства, живут в «другом информационном пространстве» и вообще такие не совсем «лояльные».

Хочу сказать несколько слов о тех восьми депутатах большинства Сейма, которым хватило мужества не голосовать вместе с остальной коалицией против выделения средств Даугавпилсской больнице. Спасибо Вам! И жаль, что мужества оказалось слишком мало, чтобы проголосовать за. Если бы вы все-таки проголосовали за, а не воздержались, Латгалия была бы вам благодарна. Может быть, в следующий раз?