Семейный врач А. Оприсняк о вакцинации, работе с пациентами и политике государства

Пандемия разделила людей на два лагеря: тех, кто считает необходимым прививаться от коронавируса и тех, кто выступает против этого. Мы побеседовали с одним из даугавпилсских семейных врачей, который видит сложившуюся ситуацию изнутри – Анатолием Оприсняком.

Согласно статистическим данным, около 60% пациентов, приписанных к его практике, уже вакцинировались, и это число постоянно растет. Однако есть и такие, кто категорически против вакцинации.

“Есть такой контингент пациентов, которые, не ставя в известность семейных врачей, привились в центрах вакцинации. У каждого была на это своя причина: кто-то хотел отправиться за границу, кто-то глубоко убежден, что это надо сделать. Я допускаю, что это категория людей информированных и адекватных, и они своевременно решили этот вопрос, заботясь о своем здоровье.

Есть небольшая категория людей, которые сомневаются, так как слышали много противоречивой информации и пришли к своему семейному врачу, от которого хотят услышать ответы и принять решение. В таких случаях у меня достаточно аргументов и компетентного мнения, чтобы убедить таких людей делать прививку.

Та категория людей, которая не хочет принимать эту информацию – это тяжкие в общении пациенты, они если приходят, то любой разговор на эту тему их глубоко затрагивает и будоражит, порой видно, что у человека какие-то невротические проблемы и меры убеждения и аргументы в этом случае вызывают неимоверную реакцию и я понимаю, что кроме как испортить отношения, других вариантов в этом разговоре у нас нет. Очевидно, что эта ситуация слишком запущенная, человек сам принимает решения и его никто не может заставить”, - делится врач.

А. Оприсняк глубоко убежден, что вопрос вакцинации нужно рассматривать не только в аспекте защиты здоровья человека, но и как социальную проблему. Ведь в первом случае нужно защищать всех, кто не думает о своем здоровье, например, курильщиков:

“Их тогда нужно было растерзать за то, что они вредят своему здоровью, наряду с теми, кто в данной ситуации не делает прививку. Эту социальную проблему не должны решать врачи, этим должно заниматься государство. Так было, когда приходили опасные инфекции, например, чума и другие пандемии, которые накатывались на человечество в определенные периоды. В таких случаях должно принимать решение государство, тогда доходило до того, что вооруженные люди по периметру оцепляли города и решали социальную проблему, чтобы не погибло больше людей и не разносилась эта зараза.

Мы в последнее время уже “хлебнули” демократии, и она не позволяет нам какими-то радикальными мерами решать проблему, поэтому у нас есть какие-то завлекалочки в виде бонусов для пенсионеров, чтобы этих людей покупать за деньги. В целом, это тоже способ, главное, чтобы он имел результат”.

Кому врач рекомендует сделать прививку

Показания у прививок от коронавируса такие же, как и при вакцинации против гриппа – на первый план выходят любые хронические заболевания, например, сердечно-сосудистые, в том числе банальное повышенное артериальное давление, все дыхательные проблемы – бронхиальная астма, это нарушение обмена веществ, в том числе сахарный диабет и масса других заболеваний, при которых человек длительно наблюдается у какого-нибудь специалиста, долго принимает медикаменты.

Рискуют и люди с избыточным весом, рассказывает доктор, вероятно, у них и так страдает дыхательная система, но они к этому привыкли и, когда добавляется еще эта тяжелая инфекция, то механизмы компенсации сдают, и у них есть большие риски уйти на тот свет.

“Однако этот вопрос не решается только обеспечением безопасности людей с хроническими заболеваниями. Вполне здоровые люди могут попасть под раздачу, или дети, которые очень социально активные и не могут контролировать куда ходить, с кем обниматься. Понятно, что это наше социально слабое звено, и государство понимает, что оно здесь бессильно. Можно как-то попытаться сократить общение пенсионеров, а молодежь ситуацию сильно усугубляет, и мы наблюдали это на своей практике.

Зачастую приходит зараженный ребенок в семью и там ковид хозяйничает, как ему заблагорассудится: кого просто пожурить, кого в больницу отправить, а с кем вообще попрощаться. Поскольку эта инфекция оказалась такой многоликой, мы не можем порой по симптомам, по конкретным инструкциям понять, как в том или ином случае поступать. Бывали вялотекущие случаи, когда никого не затронуло из членов семьи, а в другой – вызывали какие-то тяжелые последствия. В связи с этим сложно что-то прогнозировать”, - отмечает семейный врач.

Кому вакцинация не рекомендуется

В самом начале в виду того, что первые вакцины стали давать крайне редкие коагулопатии – тромбозы, семейные врачи сомневались, кого прививать или не прививать. Доктор Оприсняк также выдавал справки некоторым своим пациентам о том, что вакцинация им противопоказана. Сейчас этот вопрос передан на рассмотрение консилиуму врачей.

“Сейчас действуют более жесткие рамки, предусматривающие, что показанием для отказа от вакцинации может быть только подтвержденные случаи тяжелых аллергических реакций - анафилактических шоков. Это крайне редкие случаи, то есть основная масса пациентов не предполагает медотвода и, если сомнения у врача есть, то мы должны подготовить все документы, подтверждающие, что такая реакция у пациента была, и отправить на консилиум, который примет решение.

Однако с архивами не очень хорошего уровня, которые у нас есть, невозможно детально понять и разобраться кто чем, когда болел. Если человеку, условно, 50 лет, то найти его карточку, в которой упомянуто, что в три года у него был анафилактический шок – это невозможно. При этом устные пояснения ситуации не будут приниматься к сведению. И в этом сложность”, - делится он.

Семейный врач не слышал о случаях летального исхода от введения вакцины и в то же время за этих неполных два года пока длится пандемия реально на практике потерял восемь человек, которым был поставлен диагноз коронавирус.

“Не важно какие болезни у них были, но этот вирус поспособствовал их смерти. И если сравнивать эти два показателя, то я поддерживаю всю ту государственную политику, которая проводится в стране, потому что по-другому нам эту инфекцию не преодолеть”.

Почему только в нескольких докторатах можно сделать прививку от коронавируса?

“Прививки в докторате, к которому приписан пациент – это лучшая модель. Мы прививаем малышей у себя на практике, проводим активную кампанию вакцинации против гриппа.

Когда встал вопрос организации прививок на базе семейных практик, мы были готовы этим заняться, тем более, что государство за это платит, и это некий доход для практики. Но когда я стал знакомиться в деталях с режимом хранения, доставкой, логистикой этого всего мероприятия, начал интересоваться отзывами своих коллег, которые первыми ощутили неудобства от этой кампании, я понял, что это будут большие проблемы.

Поэтому мы заключили договор с медучреждением и ориентируем своих пациентов туда. Мы даже без прививок в какой-то момент были парализованы в нашей работе и до сих пор у нас не получается наладить ту плановую работу, которая с приходом пандемии была напрочь сломана. Сегодня мы не единственные, кто не может полноценно выполнять свои функции”, поделился А. Оприсняк.

Опрос, проведенный Даугавпилсским самоуправлением показал, что у местных семейных врачей большая разница по числу привитых пациентов. По мнению доктора Оприсняка, это может быть связано с взглядами и установками самих врачей. Кто-то может активно вести разъяснительную работу, направленную на вакцинацию и в этом самому быть убежденным, но есть и те, кто не очень рекомендуют своим пациентам прививаться.

Вакцинация детей: есть сомнения

В последнее время ведется активная кампания и по вакцинации детей, недавно был дан старт прививкам от коронавируса латвийцам, старше пяти лет. Что думает семейный врач об этом?

“Сомнения у меня есть. Мы, семейные врачи – сообщество, приближенное к практике, и мы не научные сотрудники, но я считаю, что абсолютно допустимо, что мы имеем риски, что со временем может как-то неблагоприятно проявиться нынешняя вакцинация детей. Жаль, что сегодня никто не может дать какую-то гарантию, потому что мы не знаем, какими эти последствия могут быть. Если они на уровне тех, которые могут появиться, когда, например, ребенок курит и тем самым наносит себе вред, то оно не стоит той суеты и настороженности, которую масса антипрививочников сейчас высказывают.

В то же время у нас огромный опыт в вакцинации детей. Например, шесть вакцин, которые за две прививки вводятся ребенку в два месяца - впору об стенку биться в истерике. Разумеется, мы эти прививки знаем с советских времен и привыкли.

В моей практике нет ни одних родителей, которые без объективных причин отказались делать ребенку предусмотренные прививки. Ведь это тоже чужеродные вещества, которые мы вводим и ждем иммунный ответ.

Тем более, много подростков уже привито и, если бы у них были бы какие-то тяжелые реакции, об этом уже знали все – это были бы резонансные дела”.

При этом семейный врач отмечает хаотичность в принятии решений вышестоящими институциями по борьбе с распространением вируса:

“Мы давно со стороны наблюдаем, как изменяется процесс организации наших служб – SPKC, каких-то центральных медучреждений, Министерства здравоохранения. Мы столкнулись с чередой каких-то противоречий. Например, сегодня одно, завтра другое, послезавтра – третье и бывали ситуации, когда ты уже ничему не удивлялся. Приходишь на работу и у тебя вчерашнее решение уже отменяется и жди завтра нового”.

Записаться на вакцинацию от коронавируса можно на портале www.manavakcina.lv или по телефону 8989, выбрав для прививки удобное место, день и время.

Кроме этого можно использовать возможности живых очередей:

- в пунктах вакцинации в торговых центрах и муниципальных учреждениях;

- в мобильных выездных пунктах вакцинации.



Īsumā:

Kam ārsts iesaka vakcinēties

Indikācijas vakcinācijai pret koronavīrusu ir tādas pašas kā vakcinācijai pret gripu - jebkuras hroniskas slimības, piemēram, sirds un asinsvadu slimības, tajā skaitā augsts asinsspiediens, elpošanas sistēmas traucējumi un bronhiālā astma, ka arī vielmaiņas traucējumi, tai skaitā cukura diabēts un citas slimības, kas ir iemesls patstāvīgai un ilgstošai medikamentu lietošanai. Cilvēki ar lieko svaru arī ir pakļauti riskam, iespējams, ka to elpošanas sistēma jau cieš, taču viņi ir pieraduši, un, kad notiek inficēšanās ar Covid-19 tiek iedarbināti kompensācijas mehānismi, un pastāv risks nomirt.

Kuriem vakcinācija nav ieteicama

Tagad ir stingrāks regulējums, kas nosaka, ka tikai apstiprināta smaga alerģiska reakcija - anafilaktiskais šoks var būt par iemeslu nevakcinēties. Tas sastopas ārkārtīgi retos gadījumos, proti, lielākā daļai pacientu netiek nozīmēts medicīniskais aizliegums vakcinēties, un, ja ārstam rodas šaubas, tad mums ir jāsagatavo visi dokumenti, kas apliecina, ka pacientam ir bijusi šāda reakcija, un jānosūta ārstu konsīlijam,lai tie varētu pieņemt lēmumu.

Kāpēc tikai dažos doktorātos var vakcinēties pret koronavīrusu?

"Vakcinācijas doktorātā, kurā pacients ir norīkots, ir labākais variants. Savā prakse mēs vakcinējam bērnus un veicam aktīvu vakcinācijas kampaņu pret gripu.

Kad radās jautājums par vakcinācijas organizēšanu ģimenes praksē, mēs bijām gatavi to darīt, jo īpaši tāpēc, ka par to maksā valsts, un tie ir kaut kādi ienākumi praksei. Bet, kad iepazinos ar vakcīnu glabāšanas, piegādes prasībām un kolēgu pieredzi, sapratu, ka nespēsim to nodrošināt."

Bērnu vakcinācija: māc šaubas

"Man ir šaubas. Mēs, ģimenes ārsti, esam praktiķi, mēs neesam pētnieki, taču uzskatu, ka pilnīgi iespējams, ka pastāv risks, ka ar laiku bērnu vakcinācija var kaut kā nelabvēlīgi izpausties. Žēl, ka šodien neviens nevar dot nekādu garantiju, jo mēs nezinām, kādas varētu būt šīs sekas. Ja tās ir tādā līmenī, kādas var parādīties, piemēram, bērnam smēķējot un tādējādi nodarot sev kaitējumu, tad nav vērts celt traci, ko tagad dara pretvakcīnas piekritēji.

Tajā pašā laikā mums ir liela pieredze bērnu vakcinēšanā. Piemēram, sešas vakcīnas, kas tiek ievadītas bērnam divu mēnešu vecumā divās vakcinācijas reizēs, varētu būt par nopietnu iemeslu, lai histērijā sistos pret sienu. Protams, mēs šīs vakcīnas zinam no padomju laikiem un esam pieraduši pie tām.

Manā praksē nav tādu vecāku, kuri bez objektīva iemesla būtu atteikušies savam bērnam veikt noteiktās vakcinācijas. Galu galā tās ir tādas pašas svešas vielas, kuras mēs ievadam bērnam un gaidām imūnreakciju."

04.01.2022 , 11:00

Подготовлено при поддержке Даугавпилсской думы , Gorod.lv